Об этом глава Минобороны РФ Сергей Шойгу сказал на переговорах со своим финским коллегой Карлом Хаглундом. Они встретились в старинной усадьбе Кенигстедт под Хельсинки, которая сейчас используется в качестве правительственной резиденции. Принимают здесь только самых высоких гостей, причем роль гостеприимного хозяина может играть лишь президент страны, премьер, либо кто-то из членов кабинета. Шойгу был в Кенигстедте не просто высоким, но и явно желанным гостем. Для него даже приготовили специальный подарок - большого деревянного медведя. Их вырезает местный мастер, которому наш министр шутливо предложил свою помощь. Финн не растерялся и также шутливо ответил, что она наверняка пригодится.
Ну, а если говорить серьезно, то помощь, точнее, опыт, накопленный в армиях стран-соседей, действительно заслуживал пристального внимания обоих министров. В Финляндии, как и в России, сейчас идет реформа вооруженных сил. Местные политики и военные решают, как обеспечить обороноспособность государства в условиях 10-процентного сокращения армейского бюджета. При этом Финляндия ориентируется на закупку самых современных вооружений. Тут определенную нишу может занять продукция российской оборонки. К примеру, сейчас генералы Суоми проводят сравнительные испытания американских, польских и наших переносных зенитно-ракетных комплексов. Учитывая, что в арсеналах финской армии есть ПЗРК "Игла", их модернизированный вариант имеет все шансы опередить в тендере соперников.
Другой проект касается фронтовой авиации. В ближайшее десятилетие финны планируют заменить в частях ВВС американские истребители F-18 "Хорнет" на более продвинутую машину. Как сказал корреспонденту "РГ" один из местных высокопоставленных офицеров, их в первую очередь интересуют многофункциональные авиационные комплексы типа нашего Су-30. Так что у фирмы Сухого вполне может появиться новый зарубежный клиент. Не стоит забывать и о танках Т-72, боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2, зенитно-ракетных комплексах "Бук", давно прописавшихся в финской армии. Вся эта техника нуждается в техническом обслуживании, требует запасных частей, которые поставляют и, судя по всему, продолжат поставлять соседям предприятия нашего оборонно-промышленного комплекса.
Помимо чисто военных аспектов, на переговорах министры также затрагивали проблемы международной безопасности. В частности, они подробно говорили о ситуации в Сирии после того, как перестанет действовать эмбарго на поставку оружия оппозиции. По мнению Шойгу, вопрос стоит так: если одна сторона теперь может получать от кого-то вооружение, то другая - может считать себя не обязанной соблюдать прежние ограничения. Отдельной темой был Афганистан. В будущем году финны выведут оттуда часть своего армейского контингента. Он сравнительно небольшой - около 150 солдат и офицеров. Тем не менее, людей, технику и грузы будет необходимо переправлять домой. Здесь финнам может пригодиться опыт наших военных. К тому же не исключено, что соседи обратятся к России за разрешением о транзите войск через нашу территорию. К международным проблемам Сергей Шойгу возвратился еще и на переговорах с министром иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя.
Будет неверным сказать, что интерес к чему-то нашему проявляли только хозяева. Скажем, Шойгу полюбопытствовал, что за новый бронетранспортер появился в финской армии. Местные военные тут же разрекламировали БТР AMV, назвав его чуть ли не лучшей в мире боевой бронемашиной. Это 27-тонный колесный броневик интересен, прежде всего, своей модульностью. То есть, при желании на него можно устанавливать башню с пушкой, пулеметом или зенитным средством. Бронетранспортер AMV перевозит до 12 человек, туда реально погрузить 120-миллиметровый миномет. Речь о его закупках для Российской армии, конечно, не идет.
Но, возможно, что Шойгу узнал об этой машине что-то такое, что впоследствии может быть использовано при формировании тактико-технического задания под новый БТР для наших Сухопутных войск.
Рассудив, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, российский министр съездил на остров Сантахамина, где размещен гвардейский егерский полк, а также посетил Академию национальной обороны Финляндии. Как выяснилось, у егерей есть чему поучиться. К примеру, это касается практики тылового обеспечения. Гражданские компании не только поставляют в гарнизон продовольствие и форму. Их представители работают на складах, в любое время дня и ночи готовы, скажем, заменить солдату постельное белье. Они же формируют сухпайки для полевых занятий. Есть 12 вариантов такого питания, в том числе - для солдат-вегетарианцев, тех, кто страдает аллергией на отдельные продукты, нуждается в усиленном пайке или, наоборот, в малокалорийном рационе. Впрочем, некоторые финские новации в нашей армии вряд ли приживутся. Например, слабо верится, что в увольнение разрешат отпускать сразу всех солдат. Вряд ли придется по душе нашим командирам и анонимное анкетирование солдат-призывников за две недели до их увольнения в запас.