29.05.2013 19:26
    Поделиться

    "РГ" узнала, как медиация помогает разрешить конфликты

    Медиация помогает разрешить личные конфликты, которые длятся годами
    Многочисленные телешоу на центральных каналах учат нас, как жениться, разводиться, одеваться, готовить, а теперь - и мириться. Люди с корочками работников службы медиации вникают в соседские и семейные ссоры. Внешне это похоже на детективное расследование, но без прослушек и видеокамер - лишь разговоры с родней и знакомыми клиента. Так сама собой, по кирпичикам, восстанавливается истинная картина дела. Остается только собрать все заинтересованные лица за столом - и хэппи-энд гарантирован.

    С одной стороны, вроде благим делом заняты телевизионщики: медиацию в массы продвигают. С другой стороны - а будет ли толк от этого?

    - В классическом понимании медиация строится совсем по другой модели. Стороны приглашают к медиатору, где им дают возможность высказаться. Задача посредника - помочь выстроить коммуникацию. Он ничего не расследует, не наталкивает на мысли - это запрещено законом. Способы решения конфликта должны предлагать сами участники спора, медиатор лишь помогает достичь взаимопонимания, - замечает Светлана Загайнова, директор центра медиации УрГЮА.

    Почему для внедрения медиации выбрали формат эксперимента?

    Светлана Загайнова: Когда в 2010 году появился ФЗ о медиации, регион мог пойти по пути заимствования европейского опыта, которому уже несколько десятков лет. Но копия всегда хуже оригинала. К тому же в каждом государстве своя правовая система, особенности социокультурной жизни. Значит, надо выстроить национальную модель медиации. Как раз такие эксперименты, как наш, и помогают это сделать.

    Мы понимали: запуская медиацию в практику, необходимо, чтобы граждане для начала услышали о ней от авторитетных людей. Изобретать велосипед не стали: за рубежом для развития медиации используют судебную систему.

    Был разработан учебный курс для судей. За 2,5 года его прослушали более 130 человек. Кроме того, мы определили критерии, которые помогают понять, какой конфликт поддается урегулированию, а какой - нет. Допустим, не рекомендуется проводить процедуру, когда между спорящими - жесткая конфронтация, отношения строятся по принципу "враг-враг". Или когда конфликт носит многосубъектный характер. Например, был у нас спор между строительной компанией, возводящей торговый центр, и жителями многоэтажки, где более 400 собственников. Потребовалось бы несколько лет, чтобы найти решение, которое устроит всех.

    Результат работы с судьями налицо - количество дел, направляемых на медиацию, в прошлом году выросло в 2,5 раза, при этом только 4 процента вернулись как "безнадежные". Были случаи, когда люди шли на медиацию даже на этапе апелляции и кассации, - закон это допускает, если судебное решение отменено.

    Я считала, что медиация позволяет "выпустить пар", а вы говорите, что эмоции мешают переговорам…

    Светлана Загайнова: Накал может быть разного уровня. И вообще это не главный критерий медиабельности дела. Гораздо важнее, готовы ли люди вместе обсуждать проблему. Если на 1-комнатную квартиру претендуют несколько наследников, никто, кроме них, не сможет решить, как фактически пользоваться этим жильем. Даже суд способен только определить доли в наследстве.

    Другой пример: вы подаете иск о разделе совместно нажитого в браке имущества. Суд ограничивается только этим вопросом. А медиация, помимо раздела машины и квартиры, позволяет обговорить с бывшим супругом, где будет проживать ваш общий ребенок, с кем он будет справлять Новый год и день рождения, кто может присутствовать на праздниках, - все важные для разведенных родителей нюансы.

    Что делать, если соглашение не выполняется? Может ли суд в этом случае выдать исполнительный лист?

    Светлана Загайнова: К сожалению, в ФЗ это не предусмотрено, только если медиативное соглашение утверждено как мировое в суде, а это возможно лишь тогда, когда мы не выходим за рамки предмета иска. Во всех остальных форматах (отказ или признание иска) это проблематично.

    Мы пока не сталкивались с фактами неисполнения медиативных соглашений. Если стороны четко осознают, чего хотят, то будут делать все, чтобы этой цели достичь. Каких-то принудительных мер и не требуется.

    Что не позволяет сторонам договориться без посредника?

    Светлана Загайнова: Бывает, люди говорят об одном и том же, но разными словами, и понять это может только человек, имеющий навыки в сфере коммуникации. Не всегда конфликтующие готовы к конструктивному диалогу. В основном разговор строится в контексте "чего хочу я", "я обижен". Медиация помогает объединить усилия сторон против существующей проблемы. Понять и принять чужую позицию. Не уступить, а именно понять.

    Не стоит бояться, что информация, озвученная в ходе неудавшейся медиации, может быть использована против вас в суде. По закону переговоры конфиденциальны, медиатор не имеет права разглашать их содержание. А судья не примет такие доказательства.

    В рамках эксперимента услуги медиаторов бесплатны. Не убавится ли количество желающих примириться, как только появится ценник?

    Светлана Загайнова: Возможно, поток обращений уменьшится, но не иссякнет. Когда люди понимают, что им может дать медиация по сравнению с традиционным судебным процессом, они готовы платить. Как показывают наши опросы, от 1000 рублей до суммы, эквивалентной гонорару адвоката. Дело даже не в стоимости иска, а в том, насколько важно урегулировать спор.

    С другой стороны, зарубежный опыт показывает: прежде чем вводить платную медиацию, необходимо создать спрос на нее. Поэтому мы будем стараться как можно дольше оказывать услуги безвозмездно. Вместе с тем в этом году в Каменске-Уральском запускается пилотный коммерческий проект - посмотрим, насколько эта модель будет востребована.

    Ключевой вопрос

    Какие споры лучше всего поддаются медиации?

    Светлана Загайнова: Гражданско-правовые, связанные с заключением договоров вклада, аренды, займа, разделом имущества, а также семейные, земельные и трудовые.

    По возрасту аудитория у нас в основном старше 25. Социальный состав - от пенсионеров до представителей бизнеса. Большая часть споров - между гражданами, но бывают и "гражданин - юрлицо".

    Например, мне запомнился один спор между мужем и женой. Оба уже предпенсионного возраста, имели квартиру, дачу и другую недвижимость не только в Екатеринбурге, но и в других городах. С помощью медиации они не только договорились все это поделить, но даже отложили развод на год.

    Другой интересный случай: несколько поколений одной семьи проживало в 2-комнатной квартире. Никак не могли прийти к единому мнению, в каких долях приватизировать ее. В итоге жилье не только было приватизировано, но и продано, а вырученные средства и накопления пошли на приобретение отдельных квартир.

    На заметку

    • Стороны могут узнать о своем праве на медиацию как на этапе подачи иска, так и на первом заседании суда. Это их ни к чему не обязывает.

    • На информационной встрече в комнате примирения или центре медиации истцу и ответчику рассказывают, в чем суть процедуры, каковы ее правила. Если они согласны, заключается соглашение о проведении медиации. Этот документ передается в суд, на основании чего разбирательство по делу откладывается максимум на 60 дней.

    • На переговорах не надо приводить доказательства по делу, критиковать оппонента. Ваша задача - четко сформулировать свои цели, выслушать соперника и предложить способы выхода из ситуации (лучше несколько).

    • Обговаривая условия, проанализируйте, насколько реально их выполнить, есть ли у вас для этого денежные и прочие ресурсы.

    • Все участники медиации получают по экземпляру медиативного соглашения, плюс один медиатору. Еще один экземпляр может понадобиться для суда, если по спору было возбуждено гражданское дело.

    Поделиться