Виктор Шкулев, предприниматель, медиаменеджер
- С моей точки зрения, все, что относится к области аналитики, предположений, размышлений, под которыми есть фактическая основа, может быть опубликовано в СМИ. Касается это и богатых наследников, о которых "РГ" пишет на 1-й и 5-й полосах. Разумно предположить, что дети получат бизнес своих родителей после их смерти. Другое дело, что в таких случаях всегда надо проявлять максимум профессионализма и корректности. Мы знаем, что по закону даже родной сын или дочь могут и не получить наследства. Это зависит от родительской воли.
Что же касается потенциальных угроз для детей, возможных случаев их похищения с целью получения выкупа, то здесь такого рода публикации ситуацию не меняют. Ведь определить, богатые у ребенка родители или нет, достаточно легко и без статей в газетах и журналах, руководствуясь материальными признаками. Тот, кто занимается киднеппингом, выбирает жертву именно по ним.
Но как же людям, у которых есть деньги, все-таки обезопасить своих детей? Вопрос очень тонкий. Каждому из родителей нужно принимать то или иное решение, опираясь на собственное представление о том, какого ребенка они хотят воспитать, какие качества ему привить. Ведь можно создать достаточно высокий уровень безопасности деликатно, не травмируя его психику. Другое дело, если у родителей есть цель показать, насколько они важные персоны, и сделать это в том числе через ребенка. На данный момент Россия переживает эпоху самоопределений и самоидентификации, когда многие пытаются зафиксировать свой собственный статус. И каждому, кто находит себя в той или иной нише, к примеру, в бизнесе, нужно собрать определенный набор признаков. Но это можно делать, как бы подчеркивая, что ты занимаешь высокий статус в обществе, а можно так, чтобы все это не бросалось в глаза. Стиль поведения зависит от внутренней культуры.
Мне кажется, что в нашей стране класс состоятельных людей очень разнообразен. Несдержанность, максимальная навязчивость и демонстративность свойственны тем, кто самоопределяется через внешние признаки своего успеха. Но есть также и преуспевающие бизнесмены, для которых демонстрация не имеет большого значения. Им важны такие вещи, как комфортная среда для себя и семьи, поиск и реализация своих собственных талантов, возможность иметь достаточно широкий круг общения, получать удовлетворение через потребление, но потребление не показное. Ведь можно перемещаться на частном джете или арендовать его, не рассказывая об этом на каждом углу. Они не доставляют неудобств окружающим. Когда ребенка подвозят к школе в сопровождении большого числа охранников, которые окружают его в кольцо и отодвигают других учеников от входа, - это определенно излишество.