Новости

30.05.2013 00:00
Рубрика: Экономика

Главная политика

В Свердловской области приняли концепцию программы развития региональной промышленности
Правительство Свердловской области одобрило концепцию региональной целевой программы "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности". Об основных положениях документа, о выполнении на Среднем Урале "майских указов" президента "РГ" рассказывает глава региона Евгений Куйвашев.

Евгений Владимирович, давайте продолжим беседу, начатую в конце прошлого года. Тогда в интервью "РГ" вы заявили: важно, чтобы у региона появилась промышленная политика. Только что одобренная концепция и есть то, что вы имели в виду?

Евгений Куйвашев: Нет, это промежуточный документ. Но в нем уже многое отражено. Начиная от специфических и общих проблем ведущих отраслей региона, сложившихся на территории агломераций и их специализаций, и заканчивая нашими представлениями о том, чего мы хотим достичь к 2018 году. И при помощи каких механизмов.

Если коротко, задача - создание и модернизация 700 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Механизм - реализация региональной целевой программы, которая предусматривает выполнение сторонами подписанных соглашений. Регион будет брать на себя обязательства предоставить предприятию определенные субсидии или налоговые льготы на заранее оговоренный период, а предприятие - обязательства по созданию рабочих мест, инвестициям в наукоемкое производство или обучение кадров. Это будет совместное движение бизнеса и власти, причем подразумевающее взаимный контроль. Иначе деньги - а общий объем средств, которые мы предусматриваем на реализацию программы, составляет около 8 миллиардов рублей, - могут быть потрачены впустую.

Мы выделили три приоритетных направления. Это "Территория новой индустриализации": модернизация предприятий традиционных для региона отраслей, преодоление их технологической отсталости. Тут предполагается субсидирование двух третей ставки ЦБ РФ по кредитам, а также по затратам, связанным с технологическим перевооружением, технологическим присоединением, приобретением оборудования. Второе направление - "Новые рынки". Тут решения лежат через субсидии для развития научно-технических разработок, поиска для импортозамещающей продукции новых рынков за пределами региона. И третье направление - "Кадры для новой индустриализации": субсидирование программ подготовки и создания систем переподготовки кадров на предприятиях.

Это, повторю, концепция. Теперь надо очень точно определить сферы приложения усилий: на какие отрасли мы обращаем внимание в первую очередь, какие конкретно преференции и кому будут необходимы и достаточны, чтобы достичь максимального эффекта, ведь проводить сплошное субсидирование мы не можем. Такая детальная картина будет у нас к сентябрю текущего года по результатам маркетинговых исследований.

Многие задают вопрос: как удастся создать 700 тысяч высокопроизводительных мест, когда рабочих рук вряд ли прибавится?

Евгений Куйвашев: Это чисто арифметическое умозаключение. Что такое модернизация? В первую очередь увеличение производительности труда: мы планируем рост по крайней мере в полтора раза. Другими словами, высвобождение рабочих рук. Поэтому, модернизируя 400 тысяч рабочих мест, мы высвобождаем квалифицированные кадры для создания 300 тысяч новых. Надо только толково переобучить людей. Вот, кстати, в чем суть майского экономического указа президента и нашей программы.

А как реагируют на концепцию промышленники?

Евгений Куйвашев: Они-то как раз все понимают. Я разговаривал с руководителями крупных уральских холдингов - УГМК, "Синары", ТМК... Уже сегодня мы видим, что начиная с 2014 года сможем модернизировать и создать около 100 тысяч рабочих мест. К сегодняшнему дню заявки на участие в программе поступили от 47 предприятий по 60 инвестпроектам на сумму 800 миллионов рублей.

Предприятия готовы взять обязательства, о которых вы говорите?

Евгений Куйвашев: И ответственность за их выполнение.

Будут ли участвовать в программе муниципалитеты? Или их сложно подключить: с них, грубо говоря, взять нечего?

Евгений Куйвашев: Разработчики действительно указали, что муниципалитеты не подключаются к реализации программы. Это неправильно. И не только с той точки зрения, что с муниципалитетов надо что-то взять. Процессы создания новых рабочих мест наиболее важны как раз для моногородов, малых городов. Вот почему в качестве первоочередных мы реализуем проекты по созданию индустриальных парков в Краснотурьинске, куда будет направлено около 1,5 млрд рублей, на территории Новоуральского городского округа, где в развитие инфраструктуры мы вложим более 300 миллионов.

Реализация программы, безусловно, должна быть увязана с комплексными инвестиционными планами модернизации Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, Асбеста. Более того, мы предусмотрели, чтобы участие в программе было наиболее выгодным как раз не вблизи екатеринбургской агломерации - она достаточно развита, а на других территориях. Что же до муниципалитетов, то они будут способствовать программе в рамках своих полномочий: выделения земельных участков, обеспечения производственных площадок инженерной инфраструктурой.

В рамках мониторинга исполнения майских указов президента вы провели две встречи с бюджетниками. Но прежде правительство сообщило, что, как и требовалось, прошло повышение зарплаты. Не верите цифрам?

Евгений Куйвашев: Одно дело знать о ситуации из отчета, другое - из живого общения с людьми. Действительно, мы проанализировали сведения большинства дошкольных и школьных учреждений и выявили: да, заработную плату воспитателям подняли, но при этом у среднего и технического персонала зарплата осталась прежней. По этой причине я должен был пообщаться с руководителями образовательных учреждений: объяснить нашу позицию и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.

Мы стимулируем детские сады и школы к переходу в статус автономных учреждений. Он позволяет коллективам более эффективно распоряжаться выделяемыми средствами, законно и корректно зарабатывать дополнительные деньги. Но этот статус предполагает полную автономность образовательного учреждения, требует большей подготовленности от руководителя. Говорили как раз об этом.

Что касается здравоохранения, то речь тоже шла о зарплатах. Но и не только. В этой сфере существует разрыв между оплатой труда в большом городе и малом, в городе и в селе. Уже проблема. Причем с точки зрения устранения дефицита врачей выравнивание оплаты труда совершенно точно не приведет к решению этой проблемы в малых поселках. Тут требуются дополнительные меры, поскольку даже в Екатеринбурге, очень привлекательном для жизни и работы молодого специалиста-врача, существует кадровый дефицит. Поэтому в селе, в малых городах врачи должны иметь гораздо больше преференций. Но одновременно с предоставлением подъемных, обеспечением жильем необходимо активно модернизировать систему здравоохранения, чтобы врачи с интересом там работали. На это и будут направлены наши усилия. Мы заострили внимание руководителей здравоохранения и на других проблемах, как то - качество поликлинической помощи, скорой помощи.

С точки зрения роста тарифов, ситуацию в ЖКХ удалось всем миром взять под контроль. А что дальше?

Евгений Куйвашев: Сдерживание тарифов - важная социальная мера, но вместе с тем мы должны понимать, как улучшить ситуацию в корне. Тут две главные проблемы. Первая - изношенность коммунальных сетей на многих территориях, что приводит к большим потерям ресурсов, и эти расходы пытаются переложить на жителей. Вторая - непрозрачность деятельности управляющих компаний и отсутствие у жильцов навыка контроля за компаниями, смены их.

Мы выбрали в области 8 территорий, в основном северных, где наиболее изношенные сети или вообще отсутствуют системы теплоснабжения и где были зафиксированы высокие тарифы. Выделили им 8,7 млрд рублей - в 15 раз больше, чем в предыдущие годы, на реализацию проектов по модернизации сетей. Уверен, что результат этих инвестиций скажется и на тарифах. Более того, через пять лет эти деньги вернутся в бюджет области. Это первое направление.

Второе. Завершается отладка единого портала ЖКХ региона. Все управляющие компании будут размещать там отчеты, а жильцы смогут не только довести до контролирующих органов свои жалобы и предложения, но и проконтролировать, оплачивает ли компания услуги поставщиков ресурсов, выполняет ли предписания Госжилинспекции. Там будет и другая информация, которая, с одной стороны, должна сделать работу управляющих компаний максимально прозрачной для жильцов, с другой - поможет им со знанием дела отстаивать свои права. Пока на портале представлены пять муниципалитетов: Новоуральский, Заречный, Карпинский городские округа, Каменск-Уральский и Екатеринбург. Постепенно там появятся данные из остальных муниципалитетов. Сейчас портал действует в тестовом режиме, для свердловчан он станет доступным в июне.

Не можем, разумеется, не спросить об ЭКСПО, на проведение которого в своем городе претендует Екатеринбург. Остается только ждать "приговора" инспекции Бюро международной выставки и голосования стран - членов МБВ?

Евгений Куйвашев: Нет, нет! Как раз сейчас надо усиленно работать. 11-12 июня в Париже состоится ассамблея МБВ, где действительно будут озвучены выводы инспекций по всем городам-претендентам, там огласят и список финалистов. Нам снова предстоит презентовать нашу заявку. А дальше - ноябрьское голосование среди стран - членов МБВ.

Наверное, уже камушки откладываете, какие из стран поддержат Россию?

Евгений Куйвашев: Есть такое.

И какой счет, если не секрет?

Евгений Куйвашев: Хороший.

Экономика Экономика Работа Занятость Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники