30.05.2013 04:51
    Поделиться

    Приморцы предложили принять закон об охране "морских огородов"

    Приморские представители сферы аквакультуры намерены обратиться к губернатору края с предложением принять закон, который регламентировал бы работу на морских огородах. Появление федерального документа, разработка которого длится уже несколько лет, в очередной раз откладывается, но те, кто занимается выращиванием гребешков и мидий, больше не могут ждать.

    Чтоб не путать

    Исполнительный директор Дальневосточной ассоциации "Аквакультура" Александр Платонов считает: в краевом законе необходимо прописать, что все, находящееся в воде на данном рыбопромысловом участке, является собственностью арендатора.

    - Во-первых, это снимет проблемы легализации продукции - исчезнет путаница между находящимися в море и, значит, принадлежащими государству биологическими ресурсами и выращенной продукцией. У контролирующих органов не будет повода считать, сколько трепангов приползло из общего моря в частный огород, тем более что обычно бывает наоборот. Кроме того, контролеры перестанут указывать, к примеру, сколько моллюсков или головоногих оставить для размножения - на маточное стадо. Ведь есть хозяйства, которые предпочитают закупать "малышей". Во-вторых, и это очень больной вопрос, производителям аквакультуры легче будет охранять свою продукцию.

    Директор компании ООО "Зарубинская база флота", хозяйства, которое занимается среди прочего и аквакультурой, Владимир Смирнов обводит рукой часть своих владений. Всего у компании 1867 гектаров водной акватории, разделенных на 14 рыбопромысловых участков.

    - Все они разной степени освоенности. На некоторых работаем три года. Другие только получили в пользование. Под водой - около 25 миллионов особей гребешка разного возраста, - комментирует он.

    Молодь высаживают в естественную среду в специальных садках - длинных мешках, разделенных перегородками на несколько этажей. Там гребешок набирает массу. Чтобы вырастить моллюска до товарных 150-180 граммов, нужно около трех лет. В прошлом году хозяйство собрало с морских плантаций шесть тонн гидробионта, в этом планирует 20. На собственном производстве продукция перерабатывается и отправляется в торговую сеть региона, где на нее есть хороший спрос.

    Хозяин в чужом огороде

    Но в дело часто вмешиваются браконьеры, которые, как говорят представители разных хозяйств, порой собирают до десяти процентов урожая. Производители продукции аквакультуры отмечают, что самый сложный период для них - с ноября по апрель, когда закрыта навигация. В это время они не имеют права выходить в море на маломерных судах, чтобы патрулировать свои промысловые участки. Браконьерам же закон не писан. Вооруженные приборами ночного видения и водолазным снаряжением, на лодках с мощными моторами, чтобы в случае чего уйти от погони, ночью, а иногда и днем, они выходят на промысел бригадами по несколько человек. Один нелегальный водолаз за заход может собрать 50 килограммов трепанга или гребешка.

    - Страшно не только это: они уничтожают молодь. Браконьеры не знают, где годовалые, где двухгодичные моллюски… Режут якорь садков, те всплывают, они видят "некондицию" и бросают. Молодь гибнет, приходит в негодность инвентарь. Недавно срезали 600 садков, стоимость каждого - десять долларов. К ним 600 кухтылей (большой поплавок для оснастки орудий лова) по восемь долларов. Мы ловили злоумышленников, в полицию доставляли, даже привозили срезанные садки, а стражи порядка отпускают, ссылаясь на то, что не могут доказать факт браконьерства, - приводит пример Валерий Могучев, директор по производству гребешка ООО "Научно-производственная компания аквакультуры "Нереида", одного из старейшего в Приморье.

    - Какой-то одной государственной структуры, которая бы отвечала за сохранность биоресурсов, осуществляла контроль и пресечение браконьерской деятельности, сегодня не существует, - рассказывает Владимир Смирнов. - Есть разные органы, например, полиция, но она на воде не работает. Есть государственная инспекция маломерных судов, но она занимается контролем и регистрацией плавсредств. Есть Пограничная государственная морская инспекция, но там прямо объяснили: в их функции охрана наших участков не входит. А у нас нет никаких прав задерживать на своем участке браконьеров, отбирать орудия незаконного промысла.

    Отдачи не дождаться

    Конечно, морские аграрии не оставляют участки на произвол незваных гостей. Компании Владимира Смирнова, например, охрана обходится в миллион рублей ежемесячно. И это только прямые затраты, помимо расходов на спецтехнику, оборудование, плавсредства. К примеру, зимой приобрели катер на воздушной подушке, чтобы "обеспечивать безопасность в ледовой обстановке".

    Между тем аквакультура находится под пристальным вниманием властей. Не так давно краевая администрация разработала программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы". Документ предусматривает, что траты на развитие отрасли составят чуть меньше половины 1,14 миллиарда рублей, в которые оценивается программа.

    До десяти процентов урожая гидробионтов на плантациях хозяйств собирают браконьеры

    - Впервые программа предлагает субсидирование расселения жизнестойкой молоди в акваториях, за каждого трепажонка производитель сможет получить около двух рублей, и это станет хорошим стимулом для развития бизнеса, - считает Александр Колесников, генеральный директор компании "Биобанк", занимающейся выращиваем молоди беспозвоночных.

    Только вот отдачи при таком раскладе можно и не дождаться.

    - Хозяйства будут брать деньги, разводить гидробионты, а собирать урожай и получать прибыль - браконьеры, - рисует мрачные картины Александр Сукач, вице-президент ассоциации "Аквакультура".

    По его мнению, которое поддерживают все работающие в отрасли хозяйства, Приморью нужен собственный краевой закон, который дал бы арендаторам право круглогодично охранять свои морские огороды. Кроме того, они просят власти создать структуру для борьбы с браконьерами, к примеру, межведомственную оперативную группу, подобную тем, которые работают в период нереста на лососевых реках. Со своей стороны они обещают техническую и организационную помощь.

    Бизнес для фанатов

    Все та же краевая программа ставит цель довести к 2017 году производство морских деликатесов до 13 тысяч тонн. То есть увеличить производство в десять раз - в 2012 урожай всех морских плантаций края составил 1,3 тысячи тонн. Это около 800 тонн ламинарии, 400 - гребешка. Устрицы, мидии, трепанг - все вместе едва потянули на 100 тонн. Такие объемы сами специалисты называют "смешными". По их расчетам, чтобы среднее хозяйство, занимающееся разведением гребешка, работало рентабельно, ему необходимо собирать не менее тысячи тонн моллюска в год. Но самый лучший показатель морских фермеров края - около 500 тонн. Урожай трепанга должен быть более 200 тонн (в этом году все хозяйства вместе собрали 19).

    - Из 56 хозяйств реально действуют 15-20, - утверждает Александр Платонов. - Многие набрали участков, не имея представления об отрасли, и сегодня не работают: оказалось, что покупать молодь и содержать охрану дорого, отдачи вначале нет вообще, а сбора первого урожая приходится ждать два-три года.

    Аквакультурщики называют себя фанатами и шутят, что их "надо холить и лелеять". Если они, уставшие от бесконечных проверок и придирок, бесплодной борьбы с браконьерами, свернут дела, то властям придется распрощаться с планами о бурном развитии отрасли и превращении ее в оригинальный приморский бренд.

    Поделиться