В петербургской редакции "РГ" обсудили будущее детского кино

Накануне всероссийского фестиваля детского кино "Киноостров" (он пройдет в Петербурге в течение июня) в "Российской газете" состоялся тематический круглый стол. Актеры, режиссеры и продюсеры говорили о путях возрождения детского кинематографа.

За последние 20 лет государственная поддержка детского кино практически сошла на нет. В прежние времена из трехсот фильмов, ежегодно снимавшихся отечественными киностудиями, 50 предназначались для детей и юношества. Нынешняя отечественная детская киноиндустрия известна разве что мультфильмами.

В 2013 году на производство фильмов бюджетом выделяется 5,34 миллиарда рублей, однако какая часть этой суммы пойдет на детское кино, точно не известно. Некоторые фильмы для детей снимаются долго и урывками - под каждый эпизод приходится мучительно выбивать деньги. В целом все, что сегодня предлагается юным зрителям, не отличается разнообразием. В основном это сказки или анимация, а в смысле сюжетов и идей тоже ничего нового: преобладают ремейки и пересъемки старых историй на новый лад.

По мнению директора всероссийского детского фестиваля "Киноостров" Анны Савчук, необходимо на государственном уровне принять решение по созданию центра детского кино на базе какой-либо киностудии.

На "Леннаучфильме" уже отсняли несколько выпусков киножурнала для детей "Хочу все знать". По словам авторов, они мало чем уступают программам канала "Дискавери"

- В перспективе такую киностудию можно было бы сделать профильной по созданию именно детских и юношеских фильмов. Деньги на эти цели должны поступать из нескольких источников - как из федеральной казны, так и от меценатов.

Киноактер и продюсер Дмитрий Барков (а он имеет к детскому кино самое непосредственное отношение: в свое время снялся в роли Васи Петрова в известном фильме "Приключения Петрова и Васечкина") категоричен: по его словам, снять сейчас хорошее, коммерчески успешное кино для детей - практически невыполнимая задача. И с ходу этот вопрос не решить.

- Если специализированная киностудия появится, то у нее должна быть четко проработанная сценарная политика на несколько лет вперед, - считает Дмитрий Барков. - Необходим выбор, постоянная стопка стоящих сценариев, под каждый из которых будут планировать финансирование.

А вот со сценариями, подчеркивают эксперты, в киноиндустрии как раз большая проблема. В стремлении легко и быстро заработать авторы гонят откровенную халтуру, кальку с зарубежных сюжетов, даже не утруждая себя попытками их переделать. Получается соответствующий продукт - слабый и неоригинальный. Хорошие же сценарии стоят хороших денег. А тратиться на фильмы для детей так же, как на взрослое кино, у нас как-то не принято. Тем более что сверхприбыль такое кино вряд ли принесет. У него иная задача - воспитание.

- Вопрос не в деньгах, а в зрителе, - считает директор киностудии "Леннаучфильм" Антон Смирнов. - Он требует хорошего фильма, разнообразия тематики: наука, приключения, фильмы о природе. Потому и продукция должна быть выполнена на высоком техническом уровне. Не нужно бояться выделять средства на кино для детей.

Актриса и депутат Законодательного собрания Петербурга Анастасия Мельникова развивает идею: нужно создать в стране целую секцию детского кино, где детей привлекали бы к процессу кинопроизводства, давали возможность осуществить собственные идеи, с тем чтобы потом можно было представлять результат на фестивалях детских фильмов. С такой базой знаний проще будет в дальнейшем прийти в кинопрофессию. Беда только в том, что у властей всегда находятся более важные для решения проблемы, чем вопрос развития детского кино.

- Кино - это прекрасная возможность отвлечь детей от улицы, - соглашается Владимир Смирнов, руководитель Общественного фонда. - Привлечь мальчишек и девчонок, предрасположенных именно к занятию кинопроизводством, могут специальные фестивали. А эти ребята, в свою очередь, приведут друзей, расскажут о своей работе в кино знакомым, расширяя круг людей, заинтересованных в развитии детского кинематографа.

Справедливости ради надо отметить, что говорить о детском кино сегодня можно не только в сослагательном наклонении. Так, например, недавно началось возрождение некогда популярного советского киножурнала для детей "Хочу все знать". За последние годы на "Леннаучфильме" уже отснято несколько выпусков, которые, как уверяют авторы, мало чем уступают познавательным программам канала "Дискавери".

- С образовательным и учебным кино у нас в целом беда, - констатирует Антон Смирнов. - Под него сложно получить финансирование, при этом такие фильмы просто не могут быть малобюджетными. Однако нам удалось возродить "Хочу все знать", и, возможно, мы сможем исправить печальную ситуацию, когда российским детям и подросткам совершенно ничего не известно о достижениях отечественной науки.

На заметку

Отечественные детские фильмы "на все времена", по мнению участников круглого стола в "Российской газете":

"Завтра была война",

"Приключения Петрова и Васечкина",

"Дети капитана Гранта",

"Морозко",

"Приключения Электроника",

"Чучело",

"Королевство кривых зеркал",

"Золушка" 1947 года,

"Робинзон Крузо",

"Остров сокровищ",

серия мультфильмов "Богатыри".

Прямая речь

Константин Гончаров, исполнительный директор компании "Кино Сити":

- Во всем сугубо экономическая подоплека: продюсер не хочет платить много, автор не хочет продавать по дешевке. Отсутствие качественных, оригинальных киноисторий - это следствие утраты в стране сценарной школы, а кино должны заниматься профессионалы. Но в целом могу сказать: бизнес и государство могут вкладываться в детское кино. И у нас уже есть положительные примеры: мультфильмы про русских богатырей принесли в прокате более миллиарда рублей, а значит, детское кино может быть прибыльным.

Дмитрий Барков, актер, продюсер:

- Есть и кадры, и хорошие сценарии, и люди, готовые вложить деньги в детское кино. И в возможность удачного проката хорошего детского фильма я верю. Но нет комплексного подхода. Проблема в том, что никто не задумывается над портретом юного зрителя. Оценка другая - "формат" или "не формат". Вот и появляются "Универ", "Интерны", "Реальные пацаны". Все это не может стать альтернативой хорошему полнометражному кинофильму. Но для этого должна появиться большая специализированная киностудия с детским контентом. До тех пор все происходящее будет оставаться фрагментарным решением сиюминутных задач.

Cправка "РГ"

В 2012 году российская киноиндустрия выпустила 86 лент, и только 15 окупили себя в прокате, из них два мультфильма - "Иван-царевич и Серый волк" (при бюджете 2,7 миллиона долларов собрал в прокате 24,62 миллиона) и "Соловей-разбойник" (при вложениях в 2 миллиона собрал 5,25) и художественный фильм для семейного просмотра "Тот еще Карлсон" (4 и 10,35 миллиона соответственно).