Валерий Шадский: Настоящее искусство - всегда дорога в неизвестность

Впервые в белорусском Гродно прошел международный праздник-фестиваль театров кукол "Куклы над Неманом". 12 коллективов из России, Беларуси, Украины, Литвы и Польши представили свои спектакли на сцене областного театра кукол.

Примечательно, что все участники согласились выступать абсолютно бесплатно. Одним из почетных гостей кукольного праздника стал художественный руководитель Рязанского государственного областного театра кукол, заслуженный деятель искусств России Валерий Шадский. К слову, спектакль "Лиса и Медведь" творческого коллектива из Рязани стал победителем гродненского фестиваля в номинации "Лучшая мужская роль".

Валерий Николаевич, вы поломали все стереотипы о повальной коммерциализации российского искусства, приехав на гродненский фестиваль и не потребовав гонорара.

Валерий Шадский: Наверное, я человек старой формации. Считаю, что самые большие ценности в нашем мире невозможно измерить деньгами. Это дружба, уважение и, как говорил Экзюпери, ценность человеческого общения. Для нас белорусский театр вообще и гродненский в частности - это театр, который мы очень любим. А люди, которые здесь работают, профессионалы, которых мы бесконечно уважаем. Для нас ситуация выглядит так: наши друзья устраивают свой первый фестиваль и не поддержать их в этом замечательном деле мы не можем. Такое мероприятие праздник не только для профессиональных кукольников, некоей узкой группы людей. Это еще и радость для детей города. Они получают возможность увидеть то, что видят их сверстники в других странах. А ведь мы все очень разные. Осмелюсь предположить, что таким образом мы воспитываем интеллигентных людей, с детства закладывая в них светлые стереотипы. Важно, чтобы дети видели хорошие и разные спектакли. Каждый из них - это маленькое семя, которое мы бросаем в благодатную почву, формируя маленького человека добрым, честным, справедливым.

Помните ли вы свое первое знакомство с белорусским кукольным театром?

Валерий Шадский: Для меня белорусский театр кукол изначально был одним из самых интересных в Советском Союзе. У него есть свое лицо, характеризующееся мощным поэтическим началом. Более того, когда мы организовывали свой фестиваль в Рязани, то белорусов пригласили одними из первых: для нас было очень важно их участие.

В творческом плане насколько близки россияне и белорусы?

Валерий Шадский: У нас очень много общих черт, которые обусловлены недавней историей. Ведь актерская школа в наших странах еще совсем недавно была единой. Сейчас, как мне кажется, в России актерское мастерство достигло высокого уровня. Может быть, оно даже посильнее, чем в Беларуси. Зато здесь больше уделяют внимания творцу, художнику, поэтике и пытаются выразить мысль, воздействуя на тонкие душевные струны своего зрителя. Белорусы ищут новые пути для того, чтобы при помощи внешних эффектов открыть залу внутреннюю суть повествования. Мы же, россияне, все-таки стараемся за счет актерской игры показать всю тонкость взаимоотношений между персонажами и явлениями.

Каким должен быть фестиваль, чтобы он для вас запомнился?

Валерий Шадский: Настоящее искусство - всегда дорога в неизвестность. Талантливая актерская игра или спектакль-открытие на самом деле большая редкость. Но когда встречаешься с этим, то невольно думаешь: "Какое счастье, что я приехал сюда и это увидел!" Кстати, таким потрясением для меня стал спектакль Гродненского театра кукол "Пиковая дама". Просмотрев его на одном дыхании, я подошел к режиссеру Олегу Жюгжде и прямо заявил: "Ты - гений!"

Вы не впервые в Беларуси. Какие сложились впечатления?

Валерий Шадский: Утром выходил из гостиницы и обратил внимание на группу людей в фойе, которая сидела, обложившись чемоданами. Увидев меня, они почему-то встали и начали аплодировать. У одной из девушек я заметил майку с надписью: "Я из Рязани". Оказалось - рязанские туристы. Разговорились с ними и сошлись на мнении, что здесь поражает аккуратность и чистота. Я бы даже сказал, что белорусы перебарщивают в своем стремлении сделать все красиво. Когда ехал по трассе, обратил внимание на придорожные валуны. Нет бы их оставить в первозданном виде, этаких стражей природы. Но они все или ярко раскрашены, или на них нанесены надписи вроде: "Берегите лес" или "Не устрой пожар в лесу".

Беларусь и Россия очень близки друг другу. И при этом остаются разными, самобытными. Вас устраивает такая "непохожесть"?

Валерий Шадский: Абсолютно. Страны - как женщины. Они должны быть разными. У каждой своя красота, свое обаяние. Представьте, если бы все они были одинаковыми. Идеальными, но идентичными. Это было бы ужасно. Вот так и страны: пусть они будут разными, неповторимыми и обязательно любимыми.