Алексей Иванов, писатель, Пермь:
- В армии я не служил, так что, если введут такой налог - буду платить, никуда не денусь. Но вообще я, как всякий нормальный человек, против налогов и их повышения. Не нравятся они мне.
Олег Богаев, главный редактор журнала "Урал", Екатеринбург:
- Я уверен, что 90% депутатов, предлагающих ввести такой налог, сами в армии не служили. Более того, они-то как раз имеют возможность не заметить повышения налога - в отличие от подавляющего большинства, от того же малого бизнеса, который и так отдает по 30% дохода. Деньги надо брать не там. Почему бы не обратить внимание на "золотую молодежь", оттягивающуюся в Швейцарии?
Виктор Громов, один из основателей Кубанского казачьего войска, Краснодар:
- При советской власти уже был налог на бездетность, который многими воспринимался неоднозначно. К тому же такое предложение запоздало и избыточно. На мой взгляд, сейчас тенденцию удалось переломить, и мне неизвестны случаи, когда бы, например, студенты массово уклонялись от службы. Сейчас эта проблема стоит не так остро, чтобы вводить новые обременительные налоги.
Оксана Савченко, чемпионка Паралимпийских игр по плаванию, Уфа:
- Если позволяет здоровье, молодой человек должен служить в армии. Все мои друзья и знакомые отслужили. Надо отдавать долг стране. А призывают сейчас только на год. Потому те, кто не идет в армию, а откупается от нее, могли бы в период своего призывного возраста, с 18 до 27 лет, платить повышенный подоходный налог. Они ведь все равно дают кому-то взятки в сотни тысяч рублей. Пусть уж лучше тогда пополняют госказну.
Константин Воинов, заслуженный художник России, Красноярск:
- Сам я в армии служил, тем не менее вопрос мне кажется неоднозначным. С плеча тут рубить нельзя, ведь причины отказа от военной службы у людей разные. Но если здоровый парень просто не хочет идти в армию - он должен принести пользу государству хотя бы рублем.
Виктор Мережко, режиссер, Москва:
- Это неверный подход. Армия остается непривлекательной для молодежи. Решение наказать налогом вызовет еще большее отторжение. Многие не идут служить по объективным причинам: плохое здоровье, сложная семейная ситуация. Разбираться с этим будут чиновники, а значит, снова появится кормушка для взяточников.
Амурхан Яндиев, следователь по делу маньяков Чикатило и Муханкина, Ростов-на-Дону:
- Инициатива лишена здравого смысла. В ней я вижу попытку обеспечить явку призывников. Но нужно не подобные законы принимать, а создать в армии условия, при которых молодые люди сами захотят служить.