В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех новых линейных кораблей. "Императрица" была спущена на воду в мае 1914 года. Мощная бронь, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий и двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра в четырех башнях - вся эта силища заставляла замирать сердца моряков других воюющих держав. Проверен корабль был и боем. В декабре 1915 года во время патрулирования линкору встретился германо-турецкий линейный крейсер "Гебен". Увидев в утренней дымке башни "Екатерины", крейсер удирал в Босфор изо всех своих паровых сил, чудом уцелев под огнем грозных артиллерийских орудий.
1 мая 1918 года по приказу Ленина линкор перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Часть экипажа дезертировала. Оставшиеся требовали вернуть корабль в Севастополь. Последовал второй приказ Ленина уничтожить "Свободную Россию", как, впрочем, и другие суда Черноморского флота, чтобы те не попали в руки немцев. Развести пары в топках и вывести корабль умирать в море желающих не нашлось. Тянули на буксире. Расстреливали корабль в Цемесской бухте, матросы на берегу не скрывали слез.
Большая часть затопленных кораблей была поднята в тридцатые годы специально созданной "Экспедицией подводных работ особого назначения". Но "Императрицу" поднять на поверхность не удалось. Извлечение из погребов корабля его боезапаса привело к мощному взрыву. Но повоевать линкору все-таки удалось. Перед Второй мировой войной вспомнили о его башнях, их подняли и передали советскому флоту, а орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях береговой обороны под Севастополем.
Подводный археолог, победитель национальной премии "Хрустальный компас" РГО Эрнст Антонов несколько раз побывал на затонувшем линкоре: судно лежит перевернутое кверху килем. Снаружи виден металлический клепаный корпус, обросший водорослями и мидиями. Есть несколько точек, куда можно прикрепить буй, и по этой отметке водолазы могут спуститься и обследовать корабль. Но в последнее время буй заякорен на самой интересной точке - проеме в левом боку судна. Это сделано для того, чтобы дайвер не терял времени и воздуха, а сразу при наличии определенной подготовки мог проникнуть вглубь судна. Погружение на это судно экстремальное и сложное. Там довольно сильное течение и значительный термоклин, то есть уровень воды с разной температурой. На глубине 37 метров, где лежит линкор, температура плюс 4-5 градусов. 8-10 лет назад команда ростовских дайверов подняла компас, часть тарелок с символикой "Императрицы" - все это отдано в музей. Многие спрашивают, можно ли поднять судно? Нет, нельзя, слишком большой тоннаж. Его длина составляет 170 метров, максимальная ширина - 28. И под водой видно, насколько мощный был линкор.
Как рассказал "Российской газете" председатель краснодарского регионального отделения РГО Иван Чайка, главная цель экспедиции - сохранение и популяризация культурного наследия России, истории российского военно-морского флота, военно-патриотическое воспитание молодежи. Именно поэтому к работе активно привлекают добровольцев. В нынешнем году профессиональными водолазами, дайверами РГО будет полностью обследован корпус, проведены размыв заиленных помещений корабля, фото- и видеосъемка. Участники подводной экспедиции составят планы, разрезы аксонометрии, фотоплан объекта. Специалисты оценят технические возможности подъема корабельных устройств и отдельных конструкций. РГО подготовит научно-популярный фильм о героическом корабле, издаст книгу. В будущем году планируется провести массовые мероприятия, посвященные 100-летию спуска линейного корабля на воду. В последующие годы будет создан мемориальный комплекс "Императрица Екатерина Великая", а сам корабль подготовлен к экскурсионному показу. Не забыли в РГО и об экологии. Уже начаты мониторинг и природоохранные мероприятия в Черном море. Экологами обследуются прилежащие к затопленному линкору участки морского дна.