До сих пор "рыбьи" сумки, обувь, ремни и другие предметы можно было изготавливать лишь вручную из-за маленького размера самих шкурок.
В основном мастера работали с сазаном. Экологичный и прочный материал был недоступен для промышленных предприятий, выпускающих кожаную продукцию.
Ингушские технологи смогли преодолеть этот барьер, адаптировав производство рыбьих шкурок под кожгалантерейную промышленность.
Вместо лоскутков максимум 50 сантиметров длиной и 15 сантиметров шириной в цехе в Назрани с недавних пор производят метровые глянцевые полотнища, обработанные с двух сторон на специальном оборудовании.
- Гладильно-полировочные машины и пресс рассчитаны на объемный по размеру материал. Из-за одной мелкой шкурки никто не станет задействовать мощное оборудование, это затратно, а такие кожаные лоскуты уже можно смело пускать в промышленное производство, - объясняет главный технолог ингушской фирмы Ахмед Шадиев.
После скрепления шкурок в полотнище ему за счет специального покрытия лицевой стороны и соединения изнанки с дублирующим материалом придается нужная плотность (ведь шкура рыб в природе тонкая) и толщина.
Изнаночная подкладка бывает разной - около 50 вариантов, в зависимости от того, что нужно сшить, к примеру, обувь или сумку.
Лицевая сторона остается натуральной, но после обработки становится более изысканной, улучшается ее вид. Верх полотнища покрывается тонкой пленкой, чтобы придать ему защиту от внешней среды и глянец.
Из рыбьей материи можно шить в промышленных масштабах добротные, экологически безопасные и к тому же эксклюзивные вещи. Сырье для выпуска материала - отходы рыбьего промысла, которые сегодня в России, да и других странах мира, преимущественно просто уничтожаются, нанося вред природе. Кроме того, оно дешевое. Для сравнения: если килограмм коровьей шкуры сегодня стоит 50-60 рублей, то килограмм шкурок рыб - в пять раз дешевле.
В ингушской фирме планируют изготовить большую партию рыбьих полотнищ и заказать из них изделия на заводах Испании и Италии. Продукцию будут реализовывать в нашей стране под российским брендом. Образцы сумок, а также женских и мужских туфель уже можно увидеть в Назрани.
Между тем на ингушском предприятии продолжают экспериментировать со шкурками различных обитателей морей и рек. Ахмед Шадиев нашел способ придать большую мягкость коже осетра.
- Галантерейщики почти не работают со шкурками осетровых, потому что им мешают их твердые косточки. Но именно эти "звездочки" и придают неповторимость изделию, - считает технолог.
"Размягчить" осетра пытались в Южной Корее, Китае, а также Испании, где есть крупный завод по переработке осетровых шкурок. Однако там пока не достигли нужного эффекта. В назрановском цехе результат хорошо заметен. Корреспондент "РГ" сама в этом убедилась. Природные выпуклости на кожаных лоскутках после многочисленных процедур становятся мягкими и не царапают при прикосновении к ним, что и необходимо для пошива одежды и других изделий.
При этом в технологическом процессе Ахмед Шадиев не использует кислоты, в том числе серную, с которой работают при обработке кожи осетра зарубежные специалисты. Поэтому у него осетровые косточки не только сохраняют первозданный вид, но и не теряют естественного белого цвета, чего за рубежом пока сделать не смогли.