Оригинал бронзовой птицы с 1936 года хранится в Санкт-Петербурге. До того как он попал в Эрмитаж, орел находился в Чечено-Ингушском головном объединенном музее. Туда он был привезен из Ингушского музея краеведения в 1931 году, когда Ингушская и Чеченская автономные области были объединены.
Предыдущие столетия реликтовая вещь хранилась в селении Эрзи, название которого переводится с ингушского языка как орел. Считается, что в древности бронзовая фигура крепилась на древке знамени горских племен, проживавших на территории нынешней Ингушетии, поэтому она - один из символов ингушского народа.
Доподлинно не известно, какой из ингушских тейпов был хранителем орла, потому что в Эрзи в прошлые столетия проживали представители всех местных родов. Орел достался кавказским горцам в одном из сражений с воинами Арабского халифата, которые нападали на их земли примерно в течение трех столетий, в 790-1100 годы.
Победители насадили трофей на древко своего знамени. Об этом, по мнению директора Ингушского государственного музея краеведения Магомета Сагова, в том числе свидетельствуют маленькие круглые отверстия на голове и животе птицы. К слову, в Эрмитаже еще в советские годы экспонат почему-то записали как курильницу, а не штандарт ингушского народа.
- Скорее всего, таким образом решили завуалировать принадлежность реликвии одному из народов Северного Кавказа, - считает ученый. - Для курильницы или предмета, в котором поджигали благовония, хищная бронзовая птица мало приспособлена. И по виду это настоящий гордый орел.
Копия бесценного экспоната питерского музея, которую передали в дар Ингушетии, ничем не отличается от оригинала.