Как отметили театральные критики, "Спартак" для театра стал несомненным творческим прорывом: не всякому коллективу под силу такой технически сложный и масштабный спектакль.
Юрий Григорович согласился на эту постановку не сразу. По словам его ассистента Олега Рачковского, который полгода в плотном режиме работал с уфимскими артистами, Юрий Николаевич сомневался: можно ли на маленькой, по сравнению с Большим театром, сцене ставить такой мощный спектакль, найдутся ли подходящие исполнители? Но поработав в "Корсаре", премьера которого состоялась ровно год назад, сказал, что уфимские артисты должны справиться.
Правда, приспосабливая спектакль к новой сцене, пришлось пойти на жертвы, в частности сократить кордебалет - легионеров и телохранителей в уфимской версии гораздо меньше. Но главные герои остались такими же, какими были задуманы Григоровичем.
Уфимским солистам эти партии дались трудно. И не только потому, что балет требует сложнейшей исполнительской техники. Ее одной мало. "Спартак" в трактовке Юрия Григоровича отличается большим психологизмом, трагической напряженностью. По выражению самого маэстро, нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись. И хотя о спектакле говорят, что это - образец настоящего мужского танца, женские партии в нем также требуют высокого профессионализма.
Приехав в Уфу в начале мая, Юрий Григорович руководил репетициями сам и остался доволен результатом. Конечно, замахнувшись на "Спартака", уфимцы рисковали. Ведь при упоминании этого балета перед глазами моментально появляются ставшие каноническими образы, созданные Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Наталией Бессмертновой, Екатериной Максимовой. Наверное, поэтому многие театральные деятели к постановке "Спартака" в Уфе поначалу отнеслись скептически. Мол, вряд ли можно повторить то, что сделали гениальные танцовщики сорок с лишним лет назад.
Премьера показала, что артисты башкирского балета (спектакль танцуют два состава) не снизили планку. Спартак, Красс, Фригия и Эгина предстают персонажами, все так же раздираемыми страстями, любящими и ненавидящими, мстительными и благородными, уверенными в своей правоте и готовыми идти до конца. Конечно, они другие, как и сам спектакль. Несмотря на декорации, воссозданные по эскизам легендарного художника Симона Вирсаладзе, костюмы, сшитые один к одному, как в Большом театре (их понадобилось около двухсот), уфимский "Спартак" отчетливо отмечен печатью сегодняшнего дня. И этим, возможно, будет интересен зрителю.
Правда, до конца 75-го сезона Башкирского театра оперы и балета спектакль, которого так долго ждали, станцуют только три раза. Когда он появится в афише снова, можно только гадать, ведь театр закрывается на длительный капремонт.