Новое учреждение для дошколят очень просторное, с большой прилегающей территорией, площадками для игр, занятий спортом и двумя бассейнами. Садик строили по типу лучшего дошкольного заведения в Пензенской области, но с учетом местной специфики.
При распределении мест в насыр-кортский детский сад приоритет отдан малышам из семей льготников и сотрудников правоохранительных органов, также в него принято более двадцати детей-инвалидов, которые находятся в группах вместе со здоровыми сверстниками.
Строительство еще трех садов близко к завершению. Так как региональная казна не потянет возросшие расходы на содержание новых дошкольных учреждений, планируется, что часть средств на это они станут зарабатывать самостоятельно, к примеру, за счет работы платных музыкальных или изобразительных кружков, посещения детьми бассейна в вечернее время.
В Ингушетии в прошлом году на строительство и капитальную реконструкцию детских садов и школ из республиканской казны было направлено полтора миллиарда рублей за счет увеличения доходов субъекта.
Первый звонок прозвенел в четырех новых школах более чем на 2400 мест, построенных на региональные и федеральные средства, в том числе в рамках реализации целевой программы социально-экономического развития Ингушетии и ФЦП "Юг России".
Но сделанное - капля в море. Ученических и дошкольных мест в республике все еще в несколько раз меньше, чем необходимо.
Обычный детский сад есть далеко не в каждом населенном пункте, в Ингушетии всего 38 дошкольных заведений, три из них - частные. В садики имеют возможность ходить лишь более пяти тысяч детей, а на очереди - в шесть раз больше.
Составлена схема по строительству учреждений для дошкольников, приоритет отдан тем селам, где больше всего малышей. Это Сунженский и Назрановский районы.
Картина со школьными местами в республике тоже не радужная. В 116 действующих школах, которые рассчитаны всего на 37 тысяч мест, учатся более 77 тысяч ребят. 17 учреждений общего образования работают в три смены, 74 - в две. По расчетам, с учетом ежегодного прироста населения к 2018 году в Ингушетии необходимо построить 92 школы.
Но где взять на это деньги? Вопрос пока открытый. Республиканские власти обращаются за помощью в его решении в федеральный центр, поскольку такая острая нехватка дошкольных и общеобразовательных заведений напрямую влияет на настроения в обществе, отношение людей к органам власти в республике и в стране в целом.
С появлением школ и детских садов жизнь в ингушских селах и городах меняется, люди начинают смотреть на мир позитивней.
Так, юные жители селения Кантышево уже не одно десятилетие ходят в аварийную школу, где нет ни туалета, ни спортзала, ни столовой, а на одно место в классе претендует несколько учеников. Многие здешние подростки из семей вынужденных переселенцев из Чечни и Северной Осетии, которым живется непросто.
Школьники и их родители с нетерпением ждут завершения строительства новенькой "одиннадцатилетки", в которой будет 704 ученических места.
Если по обеспеченности общеобразовательными учреждениями Ингушетия сильно отстает даже от соседних регионов, то с их оснащением ситуация в республике выравнивается. С прошлого года всех первоклассников пересадили за автоматизированные рабочие места.
- Учитель и ученики могут общаться с помощью датчика. В учебный комплект, которым оснащены первые классы, входят интерактивная доска, обучающие программы, электронный микроскоп. У учителя есть принтер, сканер, копировальная машина, - говорит начальник отдела регионального министерства образования Зара Картоева.
По линии модернизации системы образования 84 средние школы республики получили по компьютерному классу. В предстоящем учебном году во всех ингушских школах планируется введение электронных дневников и журналов.
- Конечно, нет возможности обеспечить компьютерной техникой каждого учителя, но компьютеры установят в учительских, - уточняют в минобразе.
Новшество придется пробивать с трудом в горных районах республики, где есть проблемы с Интернетом.
Кстати
При каждой школе республики с недавних пор работают бесплатные группы дошкольной подготовки детей. В них занимаются почти три с половиной тысячи будущих первоклассников