Согласно законопроекту, "конкурсы на замещение должности творческих работников" будут проводиться один раз в пять лет. Если "творческий работник по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается" даже в том случае, если "трудовой договор был заключен на неопределенный срок". Нововведения касаются прежде всего артистов балета, оперы, цирка и драматического театра. Именно там сейчас больше всего сотрудников на бессрочных контрактах. Конкурсная комиссия будет формироваться в каждом учреждении самостоятельно. Ожидается, что туда войдут руководители, авторитетные профессионалы и представители профсоюзов.
- Законопроект сегодня поддержало правительство, - заявил на пресс-конференции министр культуры Владимир Мединский.
Министр напомнил, что о необходимости законопроекта говорили еще 20 лет назад, ведь из разных форм трудовых отношений в учреждениях культуры предпочитают бессрочные трудовые контракты, что лишает руководителей многих административных и дисциплинарных рычагов воздействия на сотрудников.
- Бывает очень сложно объяснить творческим людям, почему с одними из них хотят продолжать работу, а другие - не выходят на сцену театра или арену цирка годами, - говорит Мединский. - Творческие люди - не простой контингент. В последнее время, как вы помните, громкие скандалы с работниками и Театра на Таганке, и Театра имени Гоголя, и Театра Станиславского шли один за другим. Каждое увольнение или попытка реорганизации были болезненными.
Министр культуры напомнил и о том, что руководители учреждений культуры и сами творческие люди, и законопроект позволит им не терять свое время на конфликты, предложит системное решение вопроса. В течение года после принятия законопроекта все творческие работники должны будут пройти конкурс. Исключения составят актрисы с маленькими детьми до трех лет и беременные женщины.
Художественный руководитель Александринского театра и один из инициаторов законопроекта Валерий Фокин считает конкурс важным шагом, но не панацеей от всех театральных бед. По его мнению, всем театрам в перспективе нужно перейти на срочную контрактную систему.
- Во многих труппах репертуарного театра требуется обновление, - считает Фокин. - Молодые режиссеры зачастую не желают брать на себя руководство театрами, потому что у них нет рычагов для формирования труппы, а репертуарный театр надо созидать ежедневно, заниматься сменой и преемственностью поколений. Принятая сейчас мера даст людям возможность раз в пять лет выйти на конкурс. У меня в театре, к счастью, труппа сформирована хорошо, но есть и люди, которые по 10 лет не выходят на сцену. Не вследствие возраста, о ветеранах мы заботимся, а потому, что они профнепригодны.
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов поделился проблемами и надеждами, которые с творческим конкурсом связывает его театр.
- В случае с Большим театром речь идет о необходимости обновления пяти, десяти или даже пятнадцати процентов творческого коллектива в зависимости от подразделения, - говорит Иксанов. - Мы не заинтересованы в разгоне труппы, но без молодой крови начинается стагнация.
Иксанов рассказал, что балерина Анастасия Волочкова числится в труппе еще с 2004 года, работая на бессрочном контракте, и театр никак от нее не мог избавиться. После вступления новых методов работы в силу Волочкова в театре явно не задержится.
По мнению гендиректора Большого Московского государственного цирка Эдгарда Запашного, специфика циркового творчества напрямую связана с физической формой артиста.
В процессе обсуждения законопроекта возникла и еще одна тема: что будет с теми, кто конкурс не осилит? Евгений Стеблов, который выступал от лица Союза театральных деятелей, обратил внимание на необходимость единовременной денежной компенсации для тех, кто потеряет работу.
- Театральные артисты никогда не были состоятельными людьми, в основном это нищие люди, при увольнении им нужна амортизация, - считает Стеблов. - И еще мы в Союзе считаем, что в контракте артиста должно быть прописано, на какие позиции его берут. Будут ли это ведущие роли или "кушать подано". Кстати, во МХАТе всегда были люди, которые представляли "кушать подано" с огромным достоинством.
В Минкультуры сейчас думают и о том, как трудоустраивать тех, кто потеряет свое рабочее место, не пройдя аттестацию. По словам замминистра Григория Ивлиева, законопроект позволит не только уволить профнепригодных, но и привлечь новые силы в театры и цирки, ведь о конкурсе будет объявляться за два месяца до проведения, за месяц до начала - можно будет подать заявление на участие.
- Необходимо создание актерской биржи труда, - считает Ивлиев. - Уверен, что люди, не прошедшие конкурс, не уйдут на улицу. Сейчас насчитывается более 10 тыс. вакансий для творческих работников. У Валерия Фокина в театре есть новые площади, появилась новая сцена Мариинского театра, в образовательных культурных учреждениях необходимы новые люди. Важно и то, что после публикации закона будет дано 6 месяцев на вступление его в силу. Это даст возможность ответить на все социальные вопросы, которые за это время поступят.