02.06.2013 23:00
    Поделиться

    Российский рынок нефтесервисных услуг способен на бурное развитие

    Можно ли говорить о нефтянке как о локомотиве инноваций?
    Россия больше не сидит на нефтяной игле. Это недавнее высказывание Анатолия Чубайса прозвучало громко. Но в основном осталось темой обсуждения в блогосфере, а не в публичных СМИ. Что и понятно, ведь чтобы рассуждать на эту тему, надо хорошо в ней разбираться, да плюс еще представлять интересы не иностранных компаний, а отечественного производства и нефтесервиса.

    Круг таких людей относительно узок. Представители наших добывающих гигантов тут не в счет, поскольку нефтесервисные услуги, которые и являются по-настоящему наукоемкими и инновационными, им предоставляют зачастую другие компании. Одна из таких - "РУ-Энерджи Групп". У ее владельца Азада Бабаева - свое профессиональное мнение относительно развития отечественного нефтесервиса, так как его холдинг имеет свое производство нефтегазопромыслового оборудования - завод "Нефтепроммаш" в Тюмени, основанное на собственных изобретениях.

    Чубайс обосновал свой тезис просто. Мол, отечественная нефтянка, как локомотив экономики, давно стала инновационной сферой деятельности, где бьется передовая научная мысль.

    Бабаев здесь согласен. Российский рынок нефтесервисных услуг действительно способен бурно развиваться и уже сегодня оценивается в 20-25 миллиардов долларов. Он действительно инновационен. Для примера, в компании "РУ-Энерджи Групп" существуют специальные программы работы с профильными вузами, и как раз сейчас компания проводит конференцию, на которой молодые специалисты защищают свои проекты.

    Работа победителя прошлогодней конференции - новая колонная обвязка устьевая моноблочная (КолУМБ) - уже зарекомендовала себя в среде нефтяников. Автор-разработчик КолУМБа - молодой инженер-конструктор Андрей Суппес. КолУМБ выполнен в моноблочном варианте, в нем имеется только один превентор. Это конструкторское решение дает детали преимущества перед используемой сейчас колонной обвязкой. Во-первых, уменьшается риск негерметичностей, исключается появление течи и различных выбросов. Во-вторых, позволяет легко проводить монтажно-демонтажные работы, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. КолУМБ получил золотую медаль на выставке "Нефть и газ. ТЭК-2012".

    И таких инноваций в компании масса. В этом году с 25 по 28 июня "РУ-Энерджи Групп" будет "золотым" спонсором самой крупной нефтегазовой выставки "НЕФТЕГАЗ-2013" в московском Экспоцентре. Эксклюзивный выставочный стенд "РУ-Энерджи Групп" N В414 расположится в павильоне N2 в зале N1. Там можно будет вникнуть более детально в проблематику и увидеть, насколько в действительности инновационна отрасль.

    Но ко всем бочкам меда всегда есть ложка, а что касается нефтесервиса и не одна, дегтя. Так складывается, что основной категорией в отечественной нефтедобыче является не экологическая составляющая, не безопасность процесса, не другие технологические категории в лучшей разработке пластов, а прибыль.

    - Технически перевооружаться невыгодно. Когда мы делаем это, инвестиционная составляющая не предусматривается, цена, естественно, возрастает и заказчик недоволен, - говорит Бабаев - Он готов расторгнуть договор, потому что для него важна самая низкая цена, а ее могут предложить компании, которые платят "серую" зарплату, которые собрали списанное оборудование, чтобы за два-три года сорвать куш и разойтись.

    Все это приводит к тому, что добросовестные отечественные компании-производители зачастую проигрывают конкурентную борьбу. К тому же сейчас более 65% объема нефтесервисных работ выполняют иностранцы. За 10 лет доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в 6 раз. Для сравнения, в Норвегии свыше 70% работ на шельфе выполняют местные компании, а в Китае вообще почти все нефтесервисные работы выполняют свои.

    Достигается это за счет протекционистских мер со стороны государства даже в условиях ВТО. У нас же господдержка отечественных участников нефтесервиса не предусмотрена. Получается, что отрасль хоть и развивается, но не благодаря, а вопреки. И зачастую нефтяная игла делает целительную инъекцию не своим, а зарубежным производителям, которым достаются самые жирные куски. Весь российский нефтесервис переживает сейчас трудные времена. Если что-то и делается, то только благодаря личному энтузиазму.

    Некоторые нефтяные компании в свое время избавились от непрофильных активов. На Севере "РУ-Энерджи Групп" приобрела нефтесервисные предприятия, где износ оборудования составлял до 80 процентов. Холдинг Бабаева купил эти крупные предприятия за кредитные средства и начал модернизацию примерно на 9 миллиардов рублей. На сегодняшний день реализовано 50% программы по модернизации. - В Ноябрьск в "Сервисную буровую компанию" поступили буровые насосы нового поколения в комплекте со станциями частотного регулирования. На вооружение поступили новые двухнасосные цементировочные агрегаты, аналогов которым нет не только в регионе, но и за его пределами.

    - Все это и многое другое позволило специалистам предприятий "РУ-Энерджи Групп" применять самые передовые технологии, подбирать более эффективный режим бурения с увеличением механической скорости на 15-20%. Очень скоро это начнет давать первые плоды - сроки строительства скважин резко сократятся, , - говорит Бабаев.

    Кроме того, компания несет на себе и соцнагрузку, создавая новые рабочие места и удерживая квалифицированных специалистов.

    - Так что в целом все верно, - резюмирует Бабаев. - Но почему некоторые бывшие высокопоставленные чиновники отчитываются об успехах в отрасли и ничего не говорят о проблемах? Защита отечественного производителя оборудования для нефтесервиса и самого нефтесервиса должна быть предусмотрена законодательством. Цены за услуги не поднимались со времен кризиса 2008 года, оборудование изношено настолько, что еще год-два и на рынке возникнет резкий дефицит нефтесервисников, потому что наши предприятия закроются, десятки тысяч людей окажутся на улице. И тогда добывающим компаниям ничего не останется делать, кроме как пользоваться услугами иностранцев, цены которых будут уже соответствующими, думаю, вырастут минимум в два-три раза.

    Чтобы избежать такого сценария, необходимо договариваться уже сейчас. Кроме того, нужно ужесточить со стороны государства контроль за выполнением договорных обязательств. Во всем мире нефтесервисные компании являются локомотивом отрасли ТЭК, но для того, чтобы "завести" наш локомотив, нужны специальные меры. Это и налоговые льготы, и развитие лизинга, и специальное кредитование.

    Поделиться