02.06.2013 23:10
    Поделиться

    Андрей Максимов: Система ЕГЭ портит целые поколения нашей молодежи

    Знакомые спрашивают: "Ты про что колонку собираешься писать?" Я отвечаю: "Про ЕГЭ". Знакомые вздыхают: "Не надоело? Ведь ничего не меняется".

    Наверное, знакомые правы. Но все-таки есть надежда, что капля точит даже такой камень. К слову сказать, речь уже сейчас не идет про категорический отмен ЕГЭ, речь идет о том, чтобы у ученика был выбор: сдавать по традиционной системе или ЕГЭ.

    Кажется, создатели и сторонники ЕГЭ всерьез убеждены, что наши дети - это такие придурки, которые категорически не хотят учиться, не хотят сдавать экзамены честно, и потому надо сделать все, чтобы поймать их, гадов, за руку.

    Я нередко выступаю в школах и довольно много общался с учениками старших классов. Подавляющее большинство из них прекрасно понимают: для того чтобы продолжать заниматься любимым делом, нужны одни знания; а для того, чтобы сдать ЕГЭ, - совсем другие. Дети понимают, что по сути ЕГЭ - это война, которую им объявили взрослые, и воюют, как могут.

    ЕГЭ для большинства детей давно перестал быть экзаменом. Это война, лотерея... Что угодно, но только не мероприятие, на котором оцениваются их знания, то есть та информация, которая может пригодиться в дальнейшей жизни.

    Каждый год - новые скандалы. Дети списывали с телефона - взрослые стали отнимать у них телефоны. Дети списывали в туалете - взрослые придумали, что в туалет с ними будут ходить сопровождающие. Тогда дети стали посылать вместо себя по своим паспортам студентов - взрослые это дело засекли, студенты пострадали. Наконец, в этом году правильные ответы на ЕГЭ с помощью Интернета превратились в прибыльный бизнес - взрослые, в лице министра Ливанова, сказали: мы придумали такую штуку, что вам никакой Интернет не поможет.

    Взрослые решили, что экзамен, который всегда стресс, в данном случае должен быть суперстрессом. Поэтому ребенка надо увести в другую школу, к незнакомым учителям, отобрать телефон, отобрать даже имя - во время ЕГЭ каждому ребенку присваивается номер! - разрешить выходить в туалет определенное количество раз и заставить его ставить определенные крестики в определенные места в строго определенное время.

    ЕГЭ сдают не те, кто имеет знания. А те, кто имеет крепкие нервы.

    Как будет продолжаться борьба дальше? Или кто-то всерьез полагает, что борьба закончится победой взрослых? Чего вдруг?

    Ради чего все это? Любой преподаватель вуза скажет вам, что оценки по ЕГЭ мало имеют отношения к реальным знаниям. Дети, прилично сдавшие ЕГЭ по русскому, пишут диктанты с огромным количеством ошибок - дети безграмотны.

    Сначала сторонники ЕГЭ говорили о том, что благодаря новой системе исчезнет коррупция. Когда стало ясно, что она не просто не исчезла, а выросла, возник другой плюс, носящий красивое название "социальный лифт". Попросту говоря: детям из отдаленных школ теперь проще поступить в столичные вузы.

    Мы чего сделали? Вместо того чтобы улучшить обучение в отдаленных школах, мы ослабили критерий поступления в вуз. Разве в связи с ЕГЭ дети из отдаленных школ стали больше знать и потому поступают? Нет, они знают столько же, если не меньше, просто система упростилась. То есть в результате всего этого средний уровень знаний студента престижного вуза упал. И чему мы радуемся?

    Возможно, в ЕГЭ есть какие-то плюсы. Предположим. Но эта система портит целые поколения нашей молодежи.

    Я руковожу курсом в Московском институте телевидения и радиовещания "Останкино". Я потратил два года на объяснение студентам незамысловатой истины: человек учится для себя, а не для оценки. Тем, кто три года готовился сдавать ЕГЭ, объяснить это очень тяжело. Наши дети всерьез не понимают, что человек учится для того, чтобы впоследствии обрести любимую работу и быть счастливым. А не для того, чтобы получить пятерку и потом не ругали родители.

    Вопрос: "что такое знание?" в любой школе приводит в ступор учеников. Представляете? Дети одиннадцать лет не понимают, чем они занимаются! Но зато им очень хорошо известно: надо как-то извернуться и сдать ЕГЭ.

    Подготовка к ЕГЭ активно начинается в девятом классе. Сначала готовятся к ГИА, потом к ЕГЭ. С девятого по одиннадцатый класс - это как раз те годы, когда наши дети должны изучать историю СССР, историю своих бабушек и дедушек. Куда там! До того ли!

    В результате мы получаем поколение людей, которые могут устраивать безумные танцы у Вечного огня. Им не объяснили, что такое Великая Отечественная война - надо было готовиться к сдаче ЕГЭ.

    Я читал лекцию в гуманитарном вузе. Передо мной сидели сорок человек. Раз они поступили в ВУЗ - значит, они нормально сдали ЕГЭ. Ни один из них не знал, кто такой Борис Пастернак. Ни один! До Пастернака ли, когда надо готовиться к ЕГЭ по русскому и алгебре?

    Мы всерьез считаем, что можно воспитать патриотов из людей, которые не знают историю своей страны? Давайте признаемся, что в старших классах дети по сути не учат ничего, что не надо было бы сдавать на ЕГЭ. Они не учат историю, не учат литературу. Астрономию у них отменили. Мы всерьез хотим воспитать поколение "зубрежек", которые не будут знать своей истории, не будут уметь анализировать, но зато научатся зубрить?

    Я убежден: про ЕГЭ говорить надо хотя бы для того, чтобы мы к нему окончательно не привыкли.

    ...Интересно, эта капля хоть что-нибудь отточит?

    Поделиться