Фестиваль продолжает наращивать мускулы - в прошлые годы его посещали короли инди-музыки Энтони Хегарти и The Klaxons, уж куда, казалось бы, круче и актуальнее. Но в этом году организаторам оказалось по плечу показать нам едва ли не самые яркие цвета современной английской рок-палитры - группы Citizens!, Alt-J и Hot Chip.
Если говорить о первых, то если бы не Алекс Капранос - солист Franz Ferdinand продюсировал единственный пока альбом Citizens! - о молодых музыкантах мы вряд ли бы знали ("Если работаешь с кем-то известным, то всегда есть опасность, что тебя будут ассоциировать только с ним", - об этом и говорил на пресс-конференции перед концертом лидер группы Том Берк).
Они начали свою часть программы с Caroline - короткой энергичной песни, выстроенной с опорой на жесткий барабанный ритм. Молодой франтмен не жалел связок, выходил к публике на всю длину микрофонного шнура, барабаны били по фестивальной поляне длинными очередями, темп на всем протяжении 10 песен, отведенных группе, и не думал снижаться, но мелодиям явно не хватало насыщенности и тонкости. Видимо, выход за рамки просто драйва у лондонцев еще впереди.
А вот молодежь из Alt-J, похоже, и знать не знает о каких-то рамках и правилах. Фальцет солиста под барабанную дробь затягивает чуть ли не шепотом тонкую мелодию, по которой вдруг наотмашь бьет бас, потом ее подхватывают фортепьяно, быстрые струны гитары, а заканчивается песня Something good в два голоса под барабаны. Вот еще одна красота - Tesselate: мягко льются звуки синтезатора, им вторит гитара, постукивают палочки о барабаны, голоса Джо Ньюмана, франтмена с гитарой наперевес, и клавишника Гаса Ангера-Гамильтона при поддержке густого звука бас-гитары звучат а капелла, которому вторит фестивальная поляна. Каждая композиция была слишком богата оттенками, ритмами и поворотами мелодии, чтобы ее можно было "загнать". Электронный хип-хоп, акустические причуды инди, искусно стилизованные деревенские наигрыши (вроде того, что прозвучал в финальной Taro - мощно, с переливами отыгранный Ангер-Гамильтоном, по которому тянулась нежно выпеваемая дуэтом тема), ритмы поп-музыки - все, что только могли, смешали вчерашние студенты-филологи из университета Лидса в своих странных гармониях. Оттого и получили от профессиональной общественности Великобритании, пораженной их прошлогодним диском An Awesome Wave, престижнейшую премию Mercury Prize, а в их текущей летней афише уже порядка 50 концертов по всему миру...
- Не думаю, что в наших песнях есть какой-то месседж, мы говорим о любви, о взаимоотношениях, о человеческом. А то, что музыка становится с каждым альбомом все более сложной - так ведь и мы меняемся, взрослеем. Но не волнуйтесь, все так уж серьезно не будет, может, мы в следующем альбоме и позволим себе какую-нибудь глупость...
Один из основателей Hot Chip Джо Годдард в беседе с "РГ", конечно, слукавил. Hot Chip с каждым новым альбомом (с 2000 года их у группы вышло уже пять) становится группой все более концептуальной и серьезной и действительно говорит с публикой о серьезных вещах, пусть и облачая эти смыслы в упругие ритмы и красивые мелодии, разом взбившие фестивальную поляну в бурлящий разноцветный коктейль. Танцующим в Эрмитаже под One Life Stand, тему которого синтезатор Годдарда пробивал сквозь мощный электронный бит, и дела не было до того, что эта песня - о трагической любви двух взрослых людей, а о том, что нам пора перестать всю жизнь гоняться по замкнутому кругу, как обезьянка в колесе, повествовала совершенно сумасшедшая по темпу и драйву Over and Over. Интеллектуализм и душевность, положенные на танцевальный ритм, - сочетание для наших широт совсем еще новое, а между тем за кажущейся простотой поэзии Hot Chip всегда целый мир со своими мифами, легендами и лирическими героями. Впрочем, в том, что к их песням относятся как к дискотечным хитам, "виноваты" и сами музыканты - и сам Годдард, и программер группы Феликс Мартин, и Эл Дойл, сыгравший за полтора часа на гитаре, синтезаторе, бас-гитаре, флюгельгорне, отплясывали так, будто были танцорами на дискотеке, а не исполняли собственную музыку.
Впрочем, и в эти моменты тут танцевали не все: метрах в ста от сцены люди, пришедшие на фестиваль, лежа на траве, смотрели в небо, гуляли по аллеям с детьми, играли в теннис, пусть даже и в настольный. Музыка звучала повсюду, не было ни дождя, ни холода, что могли бы мешать ее слушать: в Москву пришло лето!