03.06.2013 14:48
    Поделиться

    "РГ" узнала, как чеченский пенсионер в Мекку на велосипеде ездил

    Корреспонденты "РГ" познакомились с 67-летним жителем Урус-Мартана Магомедом Джанаралиевым, который прославился на весь город тем, что совершил хадж в Саудовскую Аравию на старом велосипеде. Путешествие за тысячи километров заняло почти три месяца.

    Теперь двухколесную "машину" показывают туристам в частном историко-этнографическом музее Донди-юрт. Хозяин и основатель музея Адам Сатуев и познакомил нас с местной знаменитостью. Паломник произвел самое благоприятное впечатление: старик весь светился какой-то внутренней радостью и общался с детской непосредственностью, рассказывая даже о самых тяжелых моментах путешествия без горечи и злобы. От него исходили такие доброта и благодушие, что мы решили ему поверить.

    - О хадже я и не мечтал, если бы не сон. У меня жена парализованная лежит, шестеро детей давно выросли, разбежались. Живем на мою пенсию, денег на поездку к святым местам не было. Приснилась мне покойная мать. Назвала ласково, как в детстве, и попросила, чтобы я отправился в хадж на велосипеде. Я удивился: у меня ведь никогда не было двухколесной "машины"! Пошел к старшему 88-летнему брату за советом, тот только покрутил пальцем у виска и рассказал, какие опасности подстерегают одинокого путника на пути к святым местам. А средний брат дал 200 рублей на покупку велосипеда, - начал свой рассказ Магомед.

    На рынке старик увидел мальчишку, продающего за 10 рублей старые велосипедные запчасти - раму, руль и педали. Купил все что было, затем приобрел колеса и собрал "технику". И буквально на следующий день отправился в резиденцию главы республики за содействием: разрешения пересечь границу на велосипеде ни российские, ни саудовские власти не давали. Но тщетно старик неделями обивал чиновничьи пороги - ходатайства он так и не добился, поэтому занял у родни две тысячи долларов и поехал без визы, на свой страх и риск. После Хасавюрта (Дагестан) российские пограничники защелкнули на его руках наручники.

    - Я начал вырываться на границе с Азербайджаном, там как раз стояли автобусы с паломниками из Ставрополья и Осетии, они увидели, стали упрашивать, чтобы меня отпустили доехать с ними до Баку. Договорились. Поставили меня с велосипедом между автобусами, и так я добрался до азербайджанской столицы, - вспоминает Магомед.

    Потом, по его словам, он платил по 100 долларов на иранской и иракской границах, и его пропускали дальше без визы. И так было до тех пор, пока не нарвался на американских пограничников в Багдаде. С ними договориться не удалось, но и возвращаться домой Джанаралиев наотрез отказался. Тогда американцы его сильно избили и поломали велосипед. Оставалось только молиться и уповать на Аллаха. Помогли единоверцы-иракцы: отремонтировали технику и отправили дедушку обратно в Баку. Магомед, не доезжая, свернул на Грузию. Хотел проехать в Турцию через перевал, но в горах 7 декабря уже лежал глубокий снег. Пришлось одну ночь пережидать в снежной пещере (тогда он всю ночь молился и делал намазы) и возвращаться на равнину, где его уже караулил в небе вертолет с грузинскими пограничниками, прослышавшими о чудаке на велосипеде. С санкции президента Грузии они предложили "подбросить" паломника до Сирии по воздуху, но Магомед решил не нарушать волю матери - добираться на двух колесах. В Сирии визу не дали, но пропустили в Иорданию, где Джанаралиев смог перевести дух в гостях у своего 108-летнего двоюродного брата.

    - На границе с Саудовской Аравией предложил тамошнему полковнику последние 500 долларов. Арабы деньги уважают, и меня пропустили, взяв слово, что как только помолюсь, сразу же поеду обратно, - продолжает собеседник. А у Каабы (мусульманская святыня) его ждал сюрприз. Смотритель святых мест, также прослышавший о странном чеченце, попросил Магомеда через своего помощника не уезжать сразу после молитвы. В знак высокой оценки его паломнической поездки для паломника отрезали и подарили кусочек черного шелка, которым накрыта священная Кааба. Дома Магомед разделил святыню на три части: одну отнес в городскую мечеть, вторую - бывшему имаму этой мечети, а третью оставил себе. Он также рассказал, что ему предлагали выкупить за большую сумму для музея в Мекке его папаху и велосипед, и даже предлагали обменять его на дорогую иномарку, но он наотрез отказался: "С этого велосипеда я ржавый болт не продам, у нас свой музей в Чечне есть!"

    Назад добирался на удивление легко, говорит, что пропускали без препятствий, относились с уважением (о нем на пограничных постах уже все знали), да и из дома прислали достаточную сумму на обратную дорогу. Магомед только никак не поймет, почему власти города и республики проигнорировали его путешествие.

    - После этого люди из многих стран звонили, писали, приезжали ко мне, корреспонденты брали интервью, а из чиновников никто не заинтересовался, - усмехается он. Впрочем, говорит, ездил не для того, чтобы прославиться.

    - Я когда в хадж отправлялся, Корана не знал. А теперь наизусть пересказываю. Бог подарил мне это счастье, укрепил мою веру, - говорит Магомед. - В дороге только она и спасала. И мама больше не снится.

    Теперь старик мечтает о кругосветном путешествии на двух колесах. Приобрел новый, более презентабельный велосипед, оснащенный часами, табло скорости и километража, поворотниками, прибором ночного видения, аварийной сигнализаций и многим другим. С верой в душе ничего невозможного нет, утверждает он.

    Поделиться