Новости

Вообще-то обидно, когда на родине Станиславского, Ермоловой, Вахтангова, Щепкина и других выдающихся театральных деятелей "важнейшим из искусств" считается кино. Причем зачастую мало того, что голливудское, так еще и пиратское. Но можно сколько угодно кричать "не верю!" - факт остается фактом: в театр наши сограждане ходят редко, драматургию не ценят, без попкорна в зале явно скучают. Почему так происходит, в ходе очередного опроса попытались выяснить социологи ВЦИОМ.

Как всегда, выяснилось, что "сдвиги к лучшему" есть, но общую картину радужной не назовешь. Почти половина россиян (45%) в театре, по их признанию, бывает очень и очень редко, практически никогда. Каждый пятый россиянин (19%) никогда в жизни не был в театре. Правда, в 2009 году таких респондентов было намного больше - 29%. Так что высокая культура все же "овладевает массовым зрителем", хоть и медленно.

Россия при этом страна контрастов: в активных театралах, которые ходят на спектакли не реже раза в год, числит себя тоже каждый пятый (20%, из которых половина посещает театры по нескольку раз в год). В уже упомянутом 2009 году таких было лишь 16%.

Почему же мы редко бываем в храме драматического искусства? Основная причина весьма банальная: некуда пойти. "Там, где я живу, нет театра", - ответили 27%, то есть больше четверти россиян. Отрадно лишь то, что раньше таких было намного больше - 36%. Честно признались, что не интересуются театральным искусством, 23% россиян. У 22% нет свободного времени. Дальше вкусовщина заканчивается, и начинается экономика. Точнее, экономия, а еще, проще говоря - бедность. У каждого десятого (11%) жителя России на театральные билеты банально нет денег. Остальные причины отказа респонденты называли реже: 3% интересные постановки смотрит по телевизору, 6% привередничает и говорит, что в его городе "нет хороших театров", и т.д.

Кстати, странная штука. Если театров, судя по данным опроса, в последние годы стало больше, то интерес к ним, наоборот, - несколько снизился. Раньше в том, что театр им неинтересен, признавались 17% россиян, сейчас - 23%. Да и времени у российских зрителей стало гораздо меньше прежнего (видимо, напряженно работают и мало отдыхают).

Как все-таки привлечь зрителей в театральные залы, которые очень часто остаются полупустыми? Каждый пятый респондент (21%) сказал, что непременно купил бы билет на хороший спектакль, если бы у него вдруг появилось свободное время. Еще 16% считают главным финансовый фактор: будь подешевле билеты, и зритель бы это немедленно оценил с благодарностью. Каждому десятому (как в сказке про Буратино) нужно, чтобы театр в его родном городе для начала хотя бы построили.

Россияне в беседе с социологами назвали свои любимые спектакли и постановки. Любим мы классику. Желательно балет или хотя бы "под музыку". В этот список вошли "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетта" (безусловные лидеры, по 3% голосов при том, что можно было давать несколько ответов, а список заранее не озвучивался), "Щелкунчик", "Мастер и Маргарита", "Юнона и Авось", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Борис Годунов", "Русалочка", "Дни Турбиных", "Гамлет", "Горе от ума", "Анна Каренина" и другие спектакли без намека на особый авангард.

Самое обидное другое. 29% сказали социологам, что в театр они в любом случае идти не собираются. Им неинтересно. Как бороться за внимание такого зрителя - вопрос сложный.

Опрос "РГ"
Культура Театр Драматический театр Тесты и опросы Социология с Екатериной Добрыниной