Реализация этой "дорожной карты" призвана снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства, говорит в документе. Это позволит существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", облегчив доступ бизнеса к закупкам и сделав закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными.
"Для малого бизнеса это хорошая новость. Выход на рынок госзакупок - это неплохая возможность для развития небольших предприятий, у которых нет значительных средств для продвижения своих продуктов среди потребителей и компаний. Для исполнения госконтрактов не нужны офис и реклама, и это большой плюс. Но у государственных закупок в России невысокая репутация, связанная с коррупцией. Если властям удастся свести на нет практику откатов, взяток и подкупов, у малого бизнеса есть хорошие перспективы выхода на этот рынок. При удачной реализации идеи госзакупки станут неплохой площадкой для развития предпринимательства в России. Самая частая жалоба микропредприятий - это недостаток финансирования в условиях постоянной экономии на офисе, рекламе, зарплатах, представительских расходах и так далее. Для госзакупок это все как раз и не нужно и они же позволят на все это заработать. Добросовестно исполняя госконтракты, предприниматель получит стабильный доход для дальнейшего развития своего бизнеса. Это очень хорошо", - считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин.
Объем закупок госкомпаний сегодня составляет не менее 7 трлн рублей в год. По экспертным оценкам, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в этих закупках составляет не более 10 процентов, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков. Реализация "дорожной карты" позволит увеличить долю закупок заказчиков у малого бизнеса до 25 процентов. А также долю прямых закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок заказчиков c 2 до 10 процентов и долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, говорится в распоряжении правительства.
"Пока распоряжение не содержит конкретных способов достижения намеченных результатов повышения роли участия малого бизнеса в госзакупках, мы не можем говорить о реализуемости предлагаемых мер. Необходимо обеспечить невключение в условия конкурса условий, заведомо сокращающих круг потенциальных исполнителей контрактов. Это требование к численности штата, сроку регистрации организации, обеспечительным мерам в виде поручительства на определенную сумму и так далее", - пояснил партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов.