Новости

04.06.2013 00:18
Рубрика: Спорт

Сила боли

Известный врач Виктор Косс рассказал "РГ", нужны ли спортсменам психологи и стоит ли звездам играть через "не могу"
Сборной России по футболу в ближайшую пятницу предстоит провести важнейший матч отборочного цикла к чемпионату мира 2014 года против португальцев. Увы, в команде не обошлось без травм ведущих игроков.

А вспомните недавний чемпионат мира по хоккею, где нашим парням помешали показать достойный результат недостаточные физические и психологические проблемы. Что нужно сделать, чтобы в олимпийском Сочи наши спортсмены были готовы к любым сложностям во всеоружии. Об этом мы поговорили с одним из лучших специалистов в нашей стране - врачом-неврологом, кандидатом медицинских наук, старшим научным сотрудником НИИ спорта, основателем Научно-медицинского центра "Софиатрия" Виктором Коссом.

Главным спортивным событием на этой неделе будет футбол. У нашей сборной огромный запас прочности перед португальцами и даже поражение не изменит положения в отборочной группе. По-вашему это будет плюсом для нашей команды или же, наоборот, может возникнуть проблема недостаточной мотивации в настрое на игру?

Виктор Косс: Во-первых, следует сказать о том, что характер, в том числе спортивный характер, интеллектуальные способности, физическая адаптация, соревновательный дух закладываются с юных лет - в школьных секциях, в спортшколах, на тренировках и в семье. Посмотрите, какая сегодня удручающая статистика по физическому здоровью школьников. В 1-й класс приходят уже около 30 процентов детей с диагнозами, а в 11-м выпускаются около 90 процентов детей с той или иной патологией. Лидирующее место занимает патология костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопие) и сосудистая патология (вегетососудистая дистония - головная боль), близорукость, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Насколько мне известно, все спортсмены, о которых идет речь, ходили в наши российские школы, и есть основания полагать, что немногие попали в 10 процентов здоровых детей, а значит, уже изначально "спортивный фундамент" уже непрочный.

Во-вторых, в университетах наших тренеров не учат здоровьесберегающим тренировкам и технологиям, у нас очень плохо развита система профилактики и реабилитации травматизма, причем не только физического, но и психологического. Кафедры спортивной медицины находятся в состоянии упадка.

Также у нас не хватает спортивных психологов. Порой складывается впечатление, что их просто нет. Педагоги-психологи в специализированных вузах отсутствуют, также они отсутствуют в спортшколах. Не разработаны алгоритмы и стандарты. Обычно роль психолога для спортсмена выполняет тренер, врач или родители. Поэтому уверенность в себе у нашей команды зыбкая как в физическом плане, так и психологическом. Мы уже не первый год пытаемся внедрить современные нейрокомпьютерные технологии, к примеру, "Mind-room", последнюю с успехом используют такие клубы, как "Милан" и "Челси".

Не могу не вернуться к хоккею. Слишком много сошлось нехороших факторов - и Овечкин приехал играя последние месяцы "на уколах", да и вся команда выглядела неуверенно, что в итоге вылилось в поражение. По-вашему, нужно ли бросать звезд в бой, даже если они играют на "одной ноге"?

Виктор Косс: Безусловно, нет! У подсознания есть защитная реакция: если сознание стремится к победе, славе и деньгам, но все это в ущерб здоровью, срабатывают защитные механизмы - в первую очередь возникает запредельное торможение центральной нервной системы - и мозг начинает "тормозить" - снижается скорость реакций, медленнее перерабатывается информация, затем мозг просто "зависает". Скажу вам больше, препараты, которые принимает спортсмен даже от боли, имеют обратную сторону медали - токсичность, не говоря уже о тех, что они принимают в досоревновательный период. С фармакологами у нас тоже пробел. И вообще - тренеры должны обеспечивать в сборной длинную скамейку запасных.

Кто должен решать конфликты "тренер - спортсмен"? Есть ли рецепт, как добиться гармонии в этих отношениях?

Виктор Косс: Это должно решаться совместно с врачом сборной, ведь он выполняет роль психолога. Как делаем это мы, врачи, коллегиально при выборе метода лечения для тяжелого больного. Только коллегиальность гарантирует пациенту успешный прогноз. А также очень важна профилактика стресса, травматизма, синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости. Для этого необходимо ввести в соответствующих вузах цикл здоровьесберегающих тренировок и технологий, готовить специалистов в спортшколы, и в общеобразовательные школы внедрить здоровьесберегающую модель. Результат не заставит себя ждать. Рецепт: профессиональная поэтапная передача будущего спортсмена из детского сада в школу, далее в спортшколу, из спортшколы в юношеские, затем в сборные команды - схема гарантирует "трезвые" и стабильные победы, а также отсутствие проблем в интеграции спортсмена в семью и социум после окончания карьеры.

С какими спортсменами вам работается лучше? Какой, на ваш взгляд, самый опасный вид спорта, а какой наименее "вредный"?

Виктор Косс: Легче всего мне работается с лучниками, стрелками и шахматистами. У них немного травм, они дисциплинированны, спокойны, легко обучаются медитативным техникам и нейротренингам ("брейн-фитнес"), а на выходе дают отличные результаты. Что до самых опасных видов спорта я думаю, что при правильной постановки тренировочного и соревновательного процесса - не будет понятия самый опасный, поэтому мы можем говорить о статистике спортивного травматизма. Первое место, по физическому и психическому травматизму, займут боевые виды спорта, паркур, экстремальные виды спорта. Ну и иные традиционно травмоопасные виды спорта - к примеру, спортивная гимнастика.

советы от доктора Косса

Какие наиболее эффективные методы профилактики психологического и физического травматизма?

1. Профессиональная ориентация будущих юных спортсменов в выборе вида спорта - наряду с физическими данными необходимо определять тип высшей нервной деятельности, оценивать мозговой кровоток, скорость нервно-мышечной передачи, учитывать "слабые места" организма.

2. Применять классические методы традиционной китайской диагностики и коррекции функциональных отклонений.

3. Проходить качественную диспансеризацию, учитывая новые возможности и технологии.

4. Обучать спортсменов с помощью нейрокомпьютерных технологий и медитативных техник управлять вегетативными функциями (сердцем, мышцами, температурой тела, своими эмоциями), управлять своей психикой, улучшать нервно-мышечные реакции - скорость, стабильность, выводить свою "энергию" на качественно новый уровень.

5. Прививать и воспитывать духовность и нравственность всеми доступными средствами (философия, религия, семья).