Один из сложных моментов, связанный с исчислением налогов, у производителей продуктов возникает при продвижении продуктов питания на рынок с помощью акций, дегустаций, раздачи подарков, сувениров и буклетов. Специалистам компаний-производителей приходится поломать голову над тем, как освободить такие мероприятия от налогообложения НДС. Алексей Артюх, старший юрист юридической компании "Налоговая помощь", предлагает целый ряд способов решения этой проблемы. Так, если себестоимость продукта составляет менее 100 рублей, его реализация не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК). Когда продавец передает покупателю два продукта по цене одного, такую акцию можно считать скидкой на товар (ФАС от 24.01.2011 N 40-44911/10). Если для стимулирования продаж и привлечения внимания к продукции посетителям магазина дарятся сувениры - эта операция не является реализацией (ст. 38, 39 НК). "Передача товара не является реализацией, если он не обладает потребительской ценностью. Не имеет возможности быть реализованным на рынке на возмездной основе и не предназначен для реализации. То есть зонтик с логотипом производителя покупатель не стремится купить за собственные деньги, этот товар не предназначен для продажи, и получатель этого товара прекрасно это знает", - поясняет Артюх. Единственный недостаток, который возникает у компании при использовании способов освобождения от налогообложения НДС, - необходимость вести раздельный учет.
Также одной из наиболее актуальных проблем производителей продуктов питания является недостача товара. Если возложить вину за хищение продукции не на кого, компании-производителю приходится пройти длинный путь, чтобы добиться права на включение стоимости потерь в расходы по налогу на прибыль, так как факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК). Чтобы доказать невозможность найти виновных, компания должна обратиться в правоохранительные органы, которые проведут расследование и выдадут соответствующий документ о том, что установить виновных не удалось. Возможность подтвердить отсутствие виновных другими документами подтверждалась судами. К примеру, в определении КС РФ от 24.09.2012 N 15430-0 арбитры ссылались на то, что п. 5 п. 2 ст. 265 НК не содержит указания, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче товара. Однако в последующем эта точка зрения не закрепилась в судебной практике. Кроме того налоговые органы имеют собственное мнение о том, какие компании имеют право для списания потерь в расходы. Так, если в организации плохо организован контроль, учет, хранение товара, то она не может рассчитывать на включение стоимости утерянной продукции в расходы.
Нельзя сказать, что чиновники не обращают внимание вовсе на проблему недостачи товара. Кражи случаются практически на каждом производстве и в большинстве торговых точек. На рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект о внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй НК, который уточняет процедуру отнесения стоимости потерь товара на расходы по налогу на прибыль организаций. Но изменения касаются только розничной торговли. Также 1 марта 2013 года подписан приказ Министерства промышленности и торговли N 252 "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания". В нем говорится, что "потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли относятся к материальным расходам и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль". Но опять же документ могут применять только организации торговли и общественного питания, производители продуктов пользоваться приказом не могут, им приходится применять сложную процедуру с обязательным обращением в правоохранительные органы.
Сотрудничество производителей продуктов с торговыми сетями тоже не лишено сложностей. Представители пищевой промышленности жалуются, что крупнейшие торговые организации выставляют непосильные требования, на которых они готовы брать товар на реализацию. Практикуются премии и бонусы сетям, которые серьезно бьют по кошельку производителей. По мнению Александра Борисова, генерального директора ММБА, председателя комитета по развитию потребительского рынка ТПП, производители соглашаются на невыгодные условия. "Все пытаются встать на полку сетей на 1-3 года. Но сети занимают только 19% рынка, то есть пятую часть. Вместо того чтобы пойти и договориться с сотней предпринимателей, производители хотят иметь дело только с сетями. Естественно, сети выставляют высокие требования, производят своего рода отбор самых достойных и наиболее выгодных для себя производителей", - говорит Борисов.
Выплата бонусов и премий торговым сетям за место на прилавке - добровольный выбор производителя. Причем сопряженный с рядом налоговых рисков. Владимир Донченко, налоговый менеджер компании Efes, рассказывает о том, как менялось мнение налоговых органов о таких поощрениях. Законодатель впервые задумался об урегулировании ситуации с выплатой премий в 2006 году, тогда в п. 1 пп. 19.1 ст. 265 НК были внесены изменения, которые позволяли включить премии и бонусы в состав внереализационных расходов. Но поправки коснулись только налога на прибыль, а в статью об НДС корректировки внесены не были.
Сейчас продавцы продуктов питания активно используют практику, при которой выплаченные суммы премий и бонусов относят к услугам. Для того чтобы защитить себя от претензий налоговых органов, производители занимаются тщательным подтверждением расходов и обоснованием оказанных услуг. Донченко говорит, что изменить ситуацию должна поправка в статью 154 п. 2.1 НК, которая вступит в силу с 1 июля 2013 года. Теперь выплата поощрения продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе приобретение определенного объема продукции, не уменьшает стоимость отгруженных товаров для целей исчисления налоговой базы продавцом, если иное не предусмотрено договором. "При этом предоставлена возможность выпускать сводный корректировочный счет-фактуру, что говорит о возврате к практике ретроскидок, которые были в свое время устранены", - считает Донченко. Поэтому производителям сейчас для минимизации рисков будет удобнее отказаться от прижившейся практики квалификации премий в качестве услуг и перейти на предложенный в НК порядок. Единственная сложность, которая может ждать налогоплательщиков, по мнению Донченко, это не разработанная на данный момент форма сводного счета-фактуры. Специалист опасается только того, что документ может оказаться неудобным. В остальном предложенный в поправках в НК механизм учета премий и бонусов способен устранить давнюю проблему при налогообложении этих выплат.