Компания Bridgestone объявила о своих планах построить завод в России. Удастся ли перенести сюда и систему японского контроля качества?
Хираси Ёсиаки: Сейчас в создании российских потребителей понятие "сделано в Японии" равно хорошему качеству. Но Рим не был построен за один день. И если посмотреть на 50-60 лет назад, то лейбл "сделано в Японии" означал довольно плохое качество. Японские производители поняли, что контроль этого показателя является одним из факторов, способным сделать японскую экономику конкуретоспособной. Глобально в нашей компании существуют очень высокие стандарты качества, которые применяются в каждой стране - у нас 48 шинных предприятий в 20 странах и более 200 других по всему миру. Поэтому у нас нет опасений касательно завода в России.
Ряд российских экспертов полагают, что строительство завода было продиктовано тем, что Bridgstone начал терять свою долю на российском рынке.
Хираси Ёсиаки: Подход нашей компании немного отличается от политики наших конкурентов. Это такой японский подход. Он заключается не в том, чтобы продавать как можно больше, а как продавать.
Одна из наших целей - увеличение рыночной доли почти в 2 раза. Но если мы говорим о ближайшей перспективе, то наша цель - рост больше чем рынок в целом.
Какие шины вы собираетесь выпускать на новом заводе в Ульяновске?
Хираси Ёсиаки: Мы хотим, чтобы покупатель имел широкий выбор. Поэтому мы будем производить как зимние - шипованные и нешипованные, так и летние шины на нашем заводе.
Экологическую Ecopia тоже?
Хираси Ёсиаки: Возможно.
Собираетесь ли вы заключать с производителями автомобилей в России соглашения о поставке шин в качестве оригинальной комплектации? Было ли заключено такое соглашение с Mitsubishi, с которойBridgstone строит завод в России?
Хираси Ёсиаки: У нас нет такого соглашения с Mitsubishi. Мы ориентировались, прежде всего, на вторичный рынок "шин на замену". Но это не значит, что мы отказываемся от совместного бизнеса с автомобильными производителями.
Чем спрос на автомобильные шины в России отличаются спроса в Японии?
Хираси Ёсиаки: Благодаря программе утилизации автомобилей, которую реализовало в прошлом году российское правительство, а также благодаря активности на рынке производителей автомобилей, автопарк страны быстро меняется. Машины становятся все больше, богаче. Именно поэтому все больше потребителей внимательнее относятся к выбору шин и стараются для своей хорошей машины подобрать хорошие дорогие шины. Но в России это касается прежде всего зимней резины. В Японии немного по-другому, потому что там другие погодные условия. Снег и настоящая зима приходят лишь в некоторые районы, поэтому потребители обращают больше внимания как раз на выбор летней, а не зимней резины.
В перспективе мы видим, что и к выбору летних шин российский потребитель будет также скурпулезно подходить. Но на самом деле, в поведении покупателей нет большой разницы.
На сайте вашей компании отдельно выделен дрифтинг. Почему?
Хираси Ёсиаки: Это мое личное хобби (смеется). Я не занимаюсь дрифтигом как водитель, но люблю на это смотреть: красивые повороты, запах резины... До России я работал в Малазии и там было много возможностей проехать как настоящий дрифтер на треке трассы Формулы 1. В России я познакомился с представителями RDS (Russian Drift Series) и мы стали одним из основных ее спонсоров 3 года назад, поддерживаем одну из главных команд чемпионата - Bridgstone Drift Team.
А вы сами гоняете на какой-нибудь машине в России?
Хираси Ёсиаки: Иногда зимой, потому что это легче (смеется).
Реализует ли Bridgstone какие-то социальные программы в России?
Хираси Ёсиаки: У нас есть несколько программ, направленных на поддержку практики безопасного вождения и эксплуатации шин на российских дорогах.
Почему для строительства завода была выбрана именно Ульяновская область?
Хираси Ёсиаки: Мы потратили много времени на выбор региона-партнера. Было более 100 мест, где мы могли начать строить завод. Был определенный список критериев, по которым мы выбирали регион. Например, хорошая развитая инфраструктура, а также опыт администрации региона в развитии бизнеса с иностранными компаниями. На финальной стадии при заключении соглашение было важно понимать, насколько серьезно и открыто, дружелюбно была настроена местная администрация к иностранным компаниям, а также готова ли она с пониманием относиться к различиям, например, японского и российского менталитетов. Представители администрации Ульяновской области, например, рассматривали этот проект не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции обмена культурным опытом.
Не могли бы вы как японец дать несколько практических советов как вести бизнес в России тем японским предпринимателям, которые хотели бы работать на этом рынке?
Хираси Ёсиаки: Я сам японец, но Bridgstone - глобальная компания, хотя ее штаб-квартира тоже находится в Японии. Могу высказать лишь личную точку зрения. Мы начали проводить исследования, можно ли открыть бизнес в России, более 10 лет назад. Но всякий раз результат был отрицательным. Было много препятствий и не так много местных администраций, расположенных к иностранцам. Но буквально в течение последнего короткого периода ситуация кардинально изменилась и положительные тенденции набирают силу. Уровень барьеров снижается. Здесь, безусловно, мы хотели бы выразить благодарность как федеральному правительству, так и местному. Безусловно, во многих местах сохраняются еще негативные тенденции, проблем много, как и по всему миру. Но если вы меня спросите о совете, то я бы сказал, что пора воспринимать Россию и страны СНГ очень внимательно, проводить такие исследования и начинать бизнес здесь. Кстати, буквально 20 дней назад президент РФ и премьер-министр Японии встречались и обсуждали вопросы, касающиеся инвестиций. Сейчас самое время, чтобы ускорить процесс наращивания инвестиций.
Также доступна англоязычная версия статьи.