Тарифы на пассажирские перевозки на курорты Кубани снизятся на треть

Министерство курортов и туризма Краснодарского края достигло договоренности с РЖД о снижении тарифов на пассажирские перевозки. Сейчас специалисты ведомства совместно с туроператорами разрабатывают туры, где стоимость проезда будет уменьшена на 30-40 процентов.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в курортном ведомстве, пока достигнута договоренность, что сниженные тарифы станут действовать только в межсезонье и будут распространяться только на граждан, купивших путевки. Хотя не исключено, что в будущем список предоставления скидок расширят. А пока уже нынешней осенью пассажиры поездов дальнего следования, отправляющиеся на кубанские курорты, смогут воспользоваться услугами по более низким ценам.

Для тех, кто предпочитает путешествие по воздуху, тоже создаются особые условия. По распоряжению правительства в 2013 году перечень субсидируемых маршрутов расширен новыми направлениями, обеспечивающими воздушное сообщение ряда городов севера страны и Дальнего Востока с курортами Анапа, Геленджик и Минеральные Воды, а также городов Горно-Алтайск и Кызыл с Москвой.

- Транспортные расходы занимают большую часть стоимости путевки, - говорит министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя. - К примеру, у жителей Петропавловска-Камчатского или Владивостока затраты на проезд могут занимать до 70 процентов от общей стоимости путевки (если санаторно-курортная путевка стоит около 37 тысяч рублей, то авиаперелет из этих городов - 72-74 тысячи). В прошлом году губернатор Кубани обратился к главе государства с предложением снизить тарифы на авиаперевозки, в том числе на курортные территории Краснодарского края. В результате в перечень субсидированных маршрутов были добавлены Анапа и Геленджик.

Санаторно-курортная и туристская отрасль - одна из основных и бюджетообразующих в экономике края. По словам аналитиков, туризм, как межотраслевой комплекс, обладая эффектом мультипликации, генерирует дополнительный спрос на услуги и товары других отраслей. Ежегодно на курортах Краснодарского края отдыхает более 11 миллионов человек. Отдыхающие, приобретая билеты, продукты питания, сувениры, стимулируют развитие торговли, АПК, сферы услуг, транспорта и связи.

Реальный вклад туризма в экономику Кубани оценивается в 14-15 процентов в валовом региональном продукте. Доходы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в минувшем году превысили 57 миллиардов рублей, в том числе от деятельности коллективных средств размещения - 32,8 миллиарда, индивидуальных средств размещения - 23,5 миллиарда рублей.

- Теоретически субсидирование, действительно, может частично повысить конкурентоспособность внутренних курортов, - полагает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. - Скажем, условный дисконт на авиаперевозки в 30-50 процентов станет весьма сильным стимулом, мотивирующим потребителей сделать выбор в пользу внутренних туров. Однако стоит учитывать, что уровень развития инфраструктуры и сервиса внутренних курортов пока в основной массе несопоставим с зарубежными аналогами, а в значительной части случаев и ценовая политика ввиду низкой локальной конкуренции, мягко говоря, не оптимальна. Исключительно стоимость трансферта не покрывает этих дополнительных издержек для потребителя.     

А по мнению эксперта независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Антона Сафонова, в ближайшее время должны быть выработаны хотя бы примерные направления для решения проблем транспортной системы на черноморских курортах. То есть необходимо снизить время, которое потенциальные потребители услуг должны затрачивать на перемещение между различными курортами.

- Кроме этого, не стоит забывать о транспортных проблемах и в ближайших регионах, - поясняет Сафонов. - Здесь необходимо действовать совместно с региональными и федеральными властями, поскольку без их поддержки этого просто не сделать.