Нефтехимическая отрасль пожаловалась на нехватку природных ресурсов

Прошедший в Уфе форум "Большая химия" подтвердил, что в нефтехимической отрасли появляется дисбаланс между возможностями по переработке углеводородного сырья и реальными его поставками на нефтехимические предприятия.

Проблему спроса и предложения сразу же обозначил, открывая обсуждение, полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич. В первую очередь речь идет о снабжении региона, практически выработавшего свои основные месторождения, широкими фракциями легких углеводородов (ШФЛУ). Причем обозначенные им вопросы - не частный случай, ибо в ПФО сосредоточена почти половина всей российской нефтехимии.

- С учетом ввода новых этиленовых комплексов и перехода на глубокие переделы наша потребность в ШФЛУ может составить до девяти млн тонн в год, - считает Михаил Бабич. - Для их поставки нужны системные решения, в принятии которых серьезную роль должно сыграть государство.

О роли государства полпред напомнил не случайно. Интересы крупных бизнес-игроков часто приходят в противоречие и с интересами отрасли в целом, и к ненужной, не приносящей эффекта конкуренции между самими корпорациями. Как результат, Россия сегодня, имея самые богатые запасы газа, выпускает только 2% мировой нефтехимической продукции.

Одним из способов решения сырьевой проблемы для региона, как считают участники форума, может стать продуктопровод "Ямал - Поволжье". Для его прокладки создан, по сути, государственный консорциум из представителей трех регионов: Башкортостана, Татарстана и ЯНАО. Ожидается, что в ближайшее время к нему официально присоединится ХМАО.

- Наши предприятия строят новые производства, создают технопарки. Идут споры по поставкам сырья, где его взять, - комментирует ситуацию президент Башкортостана Рустэм Хамитов. - С одной стороны, его много в теории. А на практике реально не хватает для того, чтобы создавать новые пиролизные производства для выпуска этилена, затем пропилена, полиэтилена. Как его доставить в Поволжье? Вроде бы заводы можно строить и на Севере. Но это потребует колоссальных затрат. Поэтому гораздо выгоднее доставить сырье к предприятиям с помощью продуктопровода.

Однако не все согласны с такой постановкой вопроса, и вокруг "Ямала - Поволжья" возникла довольно жаркая дискуссия.

- Ведущие разработку недр в ЯНАО бизнес-структуры не подтверждают наличия там серьезных запасов ШФЛУ, - отметил директор департамента переработки нефти и газа минэнерго Михаил Грязнов. - К тому же у нас нет соответствующей нормативной базы. Да и сам проект был разработан применительно к другому времени и сегодня утратил свою актуальность.

Эти аргументы вызвали резкое возражение у Михаила Бабича. "Оценку запасов должны делать независимые государственные эксперты, а не коммерческие структуры, порой заинтересованные в собственной выгоде. Что касается нормативов и планов, так это и есть наша работа - оперативно готовить их и изменять в зависимости от ситуации", - считает полпред.

Как выяснилось, далеко не все участники форума, в том числе и бизнесмены, положительно оценивают стратегию развития, принятую минэнерго до 2030 года. По мнению одних, она "догоняющая" и в ней нет серьезных амбициозных задач. Вместе с тем в стратегии отсутствуют четкие ориентиры и для бизнеса, тот же пример сланцевой "революции" показывает, что ситуация на нефтегазовом рынке может пойти совсем в другом направлении, нежели это прописано в стратегиях.

Еще одна проблема, которую отметили участники "Большой химии", - ведомственная разобщенность. Одни предприятия принадлежат минэнерго, другие - минпромторгу. Из-за этого возникает разнобой в реализации стратегии.

- Намеченные нами перспективные планы мы в части отраслевых химпредприятий выполнили достаточно успешно, - считает замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. - В целом же нами подготовлены предложения по передаче всей нефте- и газохимической сферы под крыло минпрома, тогда и стратегические задачи будут решаться намного эффективнее.

На форуме поднималось еще немало острых вопросов. Это проблемы налогового регулирования, излишнего администрирования, бюрократических барьеров.

Например, вице-президент компании "СИБУР" Сергей Мерзляков на конкретном примере сравнил сроки строительства нефтехимического завода в ЕС и в России. Если за рубежом на это требуется два года, то в РФ может уйти до 5-6 лет. Тома нормативно-правовых актов еще советских времен частенько заранее обрекают бизнес на проигрыш в конкурентной борьбе.

Впрочем, в двух министерствах настроены на конструктивное сотрудничество. В ближайшее время, как заявили их представители, каждое из ведомств пригласит за "круглый стол" все заинтересованные стороны, чтобы определиться с последними мировыми вызовами и скорректировать исходя из этого свои планы.

дословно

Аркадий Дворкович, зампред правительства РФ:

- На форуме состоялся серьезный разговор о проблемах обеспечения сырьем нефтехимических предприятий ПФО. И чтобы определиться с решением, нужно привлечь специалистов как отраслевых, так и представителей компаний и регионов. В ближайшее время мы постараемся найти решение вопроса по сырьевой проблеме. Думаю, что принципиальное решение по этому вопросу может быть принято уже в этом году.