Юрий Саакян: Цены на электроэнергию в России достигли уровня США

Президент РФ Владимир Путин и правительство России в конце мая поручили министерствам, ведомствам и электроэнергетическим компаниям представить согласованные предложения по новой модели федерального оптового рынка энергии и мощности (ФОРЭМ) и по регулированию цен на электроэнергию. Чтобы, в отличие от действующей пока модели, обеспечивалось экономически обоснованное изменение "электрических" тарифов. Возможные составляющие новой схемы ФОРЭМа и ситуацию в сфере электроэнергетических тарифов "РБГ" пояснил генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

- Почему возникла необходимость нового реформирования рынка электроэнергии?

- В этом году исполнилось 10 лет с принятия закона об электроэнергетике, в котором было сформулировано принципиально новое для России разделение по видам деятельности в сфере электроэнергетики. Но провозглашенные цели, похоже, не были достигнуты. В частности, "пробуксовала" главная из них: поддержание цен на электроэнергию или их снижение, благодаря созданию рыночной среды в отрасли. Во всяком случае, сегодня цены на электроэнергию - и для промышленных, и для бытовых потребителей - в России достигли уровня США и, более того, уже "стремятся" к более высоким ценам в отдельных странах - участниках Евросоюза. Для сравнения: например, в США промышленные потребители за 1 кВт-ч платят 6,7 цента, а в России - 7,7 цента. Та же тенденция - в сфере тарифов для населения и коммунально-бытового сектора.

- Как же изменить столь негативную тенденцию?

- Цена, напомню, состоит из устанавливаемого государством тарифа на передачу электроэнергии и цены на оптовом и розничных рынках. Однако нынешнее тарифообразование предполагает учет так называемой "Необходимой валовой выручки" (НВВ) при расчетах тарифа. Но действительно ли НВВ необходима в том завышенном объеме, который утверждается тарифными органами в регионах? Дело в том, что в современной схеме НВВ фактически все рыночные и другие риски, причем во всех секторах электроэнергетики, перекладываются на плечи потребителей путем "накручивания" тарифов. Кроме того, очень важно создание прозрачной и понятной системы контроля за инвестиционными программами энергетических компаний (реализуемых в основном за счет роста "электротарифов". - Прим. ред.). Что, в свою очередь, позволит отслеживать их тарифную политику. В России практически нет проблем с модернизацией электроэнергетики: созданные механизмы привлекают достаточное количество ресурсов для реализации инвестиционных программ в отрасли. Вопрос скорее в том, что многие инвестпрограммы по развитию этой отрасли обходятся слишком дорого для кошелька потребителя, в том числе промышленного. Что, в свою очередь, понижает уровень конкурентоспособности отечественных промышленных отраслей.

- Какие сегодня существуют модели реформирования рынка электроэнергии и, соответственно, регулирования тарифов? Многие специалисты говорят, например, о "модели Удальцова", которая, по их мнению, позволит сдерживать рост "электрических" цен?

- Что касается "модели Удальцова" (суть в том, что предлагается развивать конкуренцию среди поставщиков на розничном рынке электроэнергии: это позволит потребителю не зависеть от 1-2 гарантирующих поставщиков с их монопольными ценами. Гарантирующие поставщики обязаны закупать электроэнергию на конкурсах, которые должны проводиться среди генерирующих мощностей на поставку электроэнергии потребителям конкретного региона. Это приведет к дополнительному давлению на цену в сторону понижения, по замыслу автора. - Прим. ред.) - это, в сущности, один из вариантов модели прямых договоров по поставкам электроэнергии. Любая модель прямых договоров выгодна прежде всего крупным потребителям, в том числе промышленным. Поскольку она позволяет увеличивать потребление крупных объемов электроэнергии при стабильных в основном тарифах. Во всяком случае, эта модель является, по-моему, "меньшим злом" в сравнении с продлением системы договоров по поставкам мощности, которая прямо или косвенно ведет к постоянному росту цен. Возможны и другие варианты решения упомянутых проблем, но почему-то не рассматриваются никакие другие подходы к организации и функционированию рынка электроэнергии. В частности, это модель "единого покупателя", которая давно и успешно апробирована во многих развитых и развивающихся странах. Модель "единого покупателя", если вкратце, представляет собой гармоничное совмещение конкуренции на оптовом рынке и полного регулирования - на розничном. Последнее возможно благодаря наличию единого государственного закупочного агентства. Но возможности распространения этой модели в России проблематичны. Так как, во-первых, государству в этом случае придется фактически признать нецелесообразность конкуренции в сфере розничного сбыта электроэнергии. А во-вторых, что, пожалуй, более существенно, - эта модель требует более качественного, а именно - системного государственного регулирования во всех секторах энергорынка.