Россияне положительно относятся к предпринимателям

90-ые годы получили кличку "лихие" не в последнюю очередь благодаря удалым бизнесменам, которые в одночасье вырвались "из грязи в князи". Сегодня же отношение к предпринимателям в российской среде принципиально иное.

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, хорошо и скорее хорошо относятся к бизнесменам 83% россиян. В 2009 году таковых было 79%. Небольшой, но сдвиг. А вот негативных эмоций (ответы "плохо" и "скорее плохо")  поубавилось - сейчас 9%, в 2009 году - 13%.

Социологи попытались также выяснить, готовы ли россияне заняться собственным бизнесом. Только 5% имеют свое дело, что аккурат вписывается в экономическую теорию. А вот тех, кто хочет иметь собственный бизнес, насчитывается всего 28%. В 2008 году, когда только начинался финансовый кризис, предприимчивых россиян было 41%!

Налицо две тенденции - наши сограждане стали лучше воспринимать бизнесменов, однако сами не спешат заниматься бизнесом. Отчего в период кризиса, когда, казалось бы, меньше возможностей, люди больше желали обзавестись своим делом, нежели в спокойное, стабильное время?

В бизнес россиянин пошел не от хорошей жизни, а потому, что рухнула карьера, и казалось, именно в бизнесе, есть возможность подняться, вспоминает 90-е Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий и член комитета Гражданских инициатив Алексея Кудрина. Подобная ситуация повторилась и в период мирового кризиса 2008-2010 годов.

"С подъемом экономики многие нашли себе карьеру наемных работников, да и потом граждане чувствуют, что творится сейчас с предпринимателями, и желание отпадает", - считает эксперт.

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров обращает внимание на конъюнктурные причины на рынке труда. "Сейчас безработица отсутствует, можно легко устроиться наемным служащим и в частный сектор, и в государственный. Экономический рост довольно медленный, эксперты говорят о рецессии,  бума нет, это охлаждает головы. В период бума можно хорошо сыграть", - объясняет Федоров.

Кризис выбивает людей из зоны комфорта и заставляет искать дополнительные или новые источники дохода, места профессиональной самореализации. Но у этой мировой закономерности есть национальная особенность - россияне хотят максимально быстро, кавалерийским наскоком  обеспечить себе достойную жизнь. Сегодня и здесь, а не завтра, которого может и не случиться. "Русские работать любят, но недолго и нерегулярно. Поэтому мы самая креативная нация: можем придумывать, но не получается внедрять это и производить", - говорит гендиректор ВЦИОМ.

Таким образом, в отличие от западных стран, в России человек начинает свой бизнес не с целью продвинуть новую идею, достигнуть общественного признания или внести вклад в благополучие общества, а просто страхуясь от нестабильного российского будущего. То есть действует по принципу "от противного". Желание открыть свое дело свойственно сегодня прежде всего жителям средних городов (32%) и 18-24-летним (46%). Последние - еще непуганое поколение.

Любопытно, что когда социологи спросили россиян о том, почему они не хотят начинать собственное дело, в 2013 году выявилась такая пятерка причин: не подходящие для этого занятия возраст и состояние здоровья (18%), другие интересы (16%), административные барьеры (13%), отсутствие знаний и опыта ведения бизнеса (11%), и, наконец, неимение денег для старта (10%).

В 2009 году пятерка причин была та же, но расстановка совсем иная: не подходящие для этого занятия возраст и состояние здоровья (20%), неимение денег для старта (20%), отсутствие знаний и опыта ведения бизнеса (17%), другие интересы (9%) и административные барьеры (6%). 

Первую причину можно списать, считают эксперты, она всегда была, есть и будет и от политики государства не зависит (пенсионеры и другие пассивные слои есть везде). А вот, например, административные барьеры, к коим россияне относят бюрократию и коррупцию, "выросли" аж в два раза (если добавить сюда еще такую причину, как рост коррупции, преступности, то в совокупности получится 16%). Валерий Федоров винит в этом СМИ, говоря, что именно они укрепляют в сознании россиян образы коррупции. "Человек - это не только то, что он знает, видит и думает сам, это и то, что он читает, слушает и смотрит. Из СМИ человек узнает, что бизнес "кошмарят", - полагает директор ВЦИОМ.

Однако объективную реальность никто не отменял. Мы нередко слышим от друзей, сколько и кому приходиться платить, чтобы им не мешали работать. "Что у нас бюрократия творит с бизнесом, особенно с малым! Люди это видят и чувствуют", - считает Борис Макаренко.

У наших граждан просто-напросто отбивается желание заниматься бизнесом. А ведь именно предпринимательская инициатива стала основой процветания Запада. И вот с такими установками не возвращаемся ли после дико капиталистических (но все же капиталистических) 90-х назад в советское время, когда бизнес-инициатива была наказуема, а люди предпочитали спокойно работать в государственном секторе?

Но есть и положительный тренд  - образ предпринимателя очищается. Если в 90-х бизнесмен многими воспринимался как барыга, обогащающийся за счет других людей, то сейчас пришло осознание того, насколько реально трудно вести собственный бизнес. А русские всегда сочувствуют тем, кому нелегко. Да и потом выросло новое поколение россиян, прозападно ориентированных и незнакомых с плановой экономикой, для которых предприниматель - это такое же обыденное явление, как круглосуточный супермаркет. 

ОПРОС "РГ"