"В России - большая потребность в органических продуктах питания, но из-за отсутствия законодательной базы рынок разрознен, не структурирован, наполнен подделками, чем пользуются недобросовестные производители и продавцы, - объясняет председатель совета директоров группы компаний "Агранта" Сергей Бачин. - Тем временем мировой рынок органической продукции, который делится в основном между Северной Америкой и Европой, показывает положительную динамику".
По его словам, для нашей страны сейчас очень важно принять законодательство об органической продукции. Если наша законодательная база будет уступать европейской или американской, то это поставит преграды на пути выхода отечественной продукции за рубеж, а также будет способствовать агрессивному захвату российского рынка иностранной продукцией. Это особенно актуально после вступления России в ВТО.
Закон об органике должен содержать точную терминологию, прописанные пути и порядок сертификации, а также делать их обязательными для любого производителя. Рынок органики несет много других перспектив. Так, развитие органического сельского хозяйства становится ключом к решению экономических и социальных задач региона, способствует созданию новых рабочих мест и появлению полезных продуктов питания.
Хорошей возможностью увеличить продажи органической продукции эксперты считают Олимпиаду 2014 года, когда в Россию хлынет поток туристов из-за рубежа, для которых одним из приоритетов является здоровое питание. Это будет также способствовать узнаванию новых региональных российских брендов. Сейчас в России преобладает импорт из Германии, Франции, Италии и других стран Европы.
По словам Александра Коновалова, владельца экофермы, основателя объединения "Экокластер" и участника рабочей группы по разработке законопроекта, в России 40 млн га плодородной сельскохозяйственной земли, не получавших удобрений больше 20 лет. На этой земле вполне можно организовать производство органической продукции. Это больше, чем площадь всего мирового органического производства. Уже через пять лет Россия может занять 15-20% мирового рынка органических продуктов, развить сельские территории, улучшить экологию и здоровье россиян, зарабатывать большие деньги и получить новую сферу влияния в мире.
"У нас больше половины сельскохозяйственной продукции производят КФХ и ЛПХ, которые просто не имеют средств на химизацию и другие средства интенсификации. За счет их легализации мы можем получить скачкообразный рост, - говорит исполнительный директор "Союза органического земледелия" Яков Любоведский.
Среди факторов, тормозящих развитие рынка, эксперты отмечают более высокие цены на органическую продукцию по сравнению с продуктами, произведенными промышленным способом, отсутствие общепринятой системы сертификации, слабую осведомленность населения в вопросах качественной натуральной органической продукции.
Цена на органические экопродукты - ключевой вопрос для стимулирования спроса и роста рынка. Исходя из мирового опыта снизить цену на органические продукты на 10-30% могут помочь меры государственной поддержки - субсидии, преференции при госзакупках, масштабные рекламные кампании, призывающие к употреблению экопродуктов, экскурсии на экофермы
Потребители покупают органические продукты на рынках, в интернет-магазинах, фермерских кооперативах, специализированных магазинах и в супермаркетах премиум-класса. Однако у нас зарождаются и более совершенные линии сбыта. Так, сеть супермаркетов реализовала модель кооперации с российскими фермерами, готовыми производить органическую фермерскую продукцию для реализации в рознице.
По мнению участников рынка, наиболее оптимальный способ сбыта органической продукции - создание сети небольших семейных магазинов шаговой доступности имеющих франшизу. Такая франшиза уже есть. Стоимость франчайзинг-пакета магазина "Экокластер" составляет 800 тысяч рублей и 3% роялти от выручки. Два таких магазина уже открылись в престижных районах Подмосковья. В их ассортименте более 480 наименований свежих натуральных и органических продуктов. Большинство из них отечественного производства - это мясные продукты, парное коровье молоко и кисломолочная продукция, мясные деликатесы, хлеб из русской печи, соки, соленья, варенья, домашние пельмени и вареники и многое другое.
По мнению Александра Коновалова, развитие франчайзинга на экомагазины в России поможет быстро увеличить количество малых предприятий, обеспечивающих сбыт для частных КФХ и ЛПХ, выпускающих органическую продукцию, что будет особенно актуально к тому времени, когда будет принят закон об органическом сельском хозяйстве.
Далеко не все эксперты проявляют оптимизм, когда речь заходит о производстве экопродуктов в России. Так, по мнению управляющего партнера Management Development Group Дмитрия Потапенко, наладить производство экопродуктов в России невозможно. Возьмем Подмосковье. Как можно выращивать чистые от химикатов продукты на своем клочке земли, к примеру, в 100 га в Подмосковье, когда находишься в окружении сельхозпредприятий, которые все применяют гербициды.
Дмитрий Потапенко очень сильно сомневается, что экопродукты в России будут пользоваться спросом у потребителей. По его словам, тот, кото хоть раз покупал так называемые фермерские продукты, знает, что стоят они не на 30% дороже, а больше. Объективная разница в цене между обычными и экологически чистыми продуктами может составлять 2-3 раза. А у нас ключевой фактор выбора - это цена и близость расположения магазина. При таком раскладе экопродукты никакого интереса не вызовут.
Он считает, что сформировать спрос российского потребителя на экопродукты поможет прежде всего создание системы производства биологически чистой продукции в целом, как, например, в Германии, где специально сертифицируются земли, на которых выращивается корм для скота, который дает экологически чистое молоко, мясо и прочее. У нас же этого ничего нет.
Однако, по данным исследования, проведенного специалистами компании AgriCapital, около 60% покупателей в супермаркетах готовы платить за продукты больше, если на их упаковке указан знак "БИО", "ЭКО" или "экологически чистый продукт". Органические продукты стали самым динамичным сегментом продовольственного рынка в прошлом году.
Одной из основных причин отставания в развитии органического сельского хозяйства эксперты и участники рынка называют низкий уровень культуры населения и отсутствие пропаганды здорового питания. Это приводит к подмене понятий в глазах потенциальных потребителей. "У нас нет законов, стандартов, системы контроля качества, нет даже единой общепринятой терминологии в органическом сельском хозяйстве. Это позволяет недобросовестным производителям писать на этикетках "био", "органик", "экологически безопасный" и т. д. без всякого на то основания,- говорит Александр Коновалов.- Это зачастую вводит потребителей в заблуждение".
И тем не менее у участников рынка поводов для пессимизма нет - сегодня, по данным экспертов, 70% москвичей готовы заплатить большую цену за экологически чистые продукты.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России:
- В отличие от Западной Европы, у нашего населения платежеспособный спрос значительно ниже. На подобную продукцию для начала нужно сформировать спрос, используя для этого соответствующую пропаганду. Кроме того, люди должны быть уверены в том, что им действительно продают экопродукт, а не обычный по более дорогой цене.