Мобильно в банк
Именно с такой бедой обратилась в полицию семья Кисловых. В мае супруги отдыхали в Геленджике, когда из родного Екатеринбурга пришла неожиданная весточка.
- Мы получили голосовое сообщение от сотрудников службы безопасности банка о том, что ночью в результате хакерской атаки у нас сняли определенную сумму денег, - рассказывает Ирина Кислова.
Бесследно исчезли сто тысяч рублей. Отойдя от шока, Ирина заметила, что не работает и уральская сим-карта. Уже по прибытии в Екатеринбург выяснилось, что мошенники похитили деньги с помощью сотовой связи, точнее, использовав услугу "Мобильный банк", на которую Кисловы подключились перед поездкой. Эта опция дает возможность через сим-карту проводить операции с деньгами. Этим и воспользовались мошенники.
Как предполагают сейчас сотрудники службы безопасности банка, преступники создали дубликат сим-карты, на которую был подключен "Мобильный банк", и за четыре минуты перевели себе все деньги с банковского счета Ирины. Злоумышленники, по версии специалистов, воспользовались услугой "Запасной вариант", предусматривающей дистанционное общение с оператором.
Коробочку с названием "Запасной вариант" можно купить в любом газетном киоске города. В ней комплект от сотового оператора с сим-картой. Нужна она на случай потери телефона. Клиенту компании достаточно позвонить в контакт-центр, назвать номер сим-карты и свои паспортные данные. После такой нехитрой операции прежняя сим-карта блокируется и начинает работать новая. Автоматически вместе с новой картой подключается и "Мобильный банк". А значит, код подтверждения для перевода денег приходит уже на новую симку.
Для того чтобы оперировать конфиденциальной информацией "Запасного варианта", преступники должны иметь доступ к данным сим-карты и отслеживать проводимые через нее операции. Возможно, они стали доступны при оплате крупных покупок через Интернет.
Оператор сотовой связи уверяет: "Запасному варианту" уже 4 года, и с таким мошенничеством он сталкивается впервые.
- Создавая новый продукт, мы проверяем все услуги на определенные риски. К сожалению, данный риск связан лишь с конфиденциальностью данных, - отметила коммерческий директор телекоммуникационной группы Екатерина Хворостова.
Вернуть похищенные деньги Ирина Кислова уже и не надеется. По факту мошенничества она написала заявление в полицию с просьбой разобраться и закрыть услугу "Запасной вариант". Ведь на ее месте может оказаться каждый.
Блок-пост
Работают телефонные мошенники и в Нижнем Тагиле. Используя смс-сообщения, они за один день сняли со счетов свердловчан 80 тысяч рублей.
Первой жертвой злоумышленников стала пенсионерка. Получив сообщение о блокировании карты, на которой она хранила свои сбережения, пожилая женщина тут же позвонила по указанному преступниками в смс-сообщении телефону. Абонент, назвавшийся сотрудником службы безопасности, грамотно и доходчиво объяснил, что в связи с хакерской атакой на банковскую систему карта пока заблокирована. Чтобы восстановить ее функции, нужно всего лишь добраться до ближайшего терминала банка и выполнить рекомендуемые им операции.
Через несколько часов на уловки жуликов попалась еще одна жительница Нижнего Тагила. Она перечислила преступникам 18 тысяч рублей. И только обратившись в офис банка для выяснения обстоятельств, женщина поняла, что никакой хакерской атаки не было - ее попросту обманули. Жертва мошенничества обратилась в полицию, возбуждено уголовное дело по статье 159 УК Российской Федерации.
- Действуют преступники по известной схеме. На сотовый телефон владельца карты отправляют сообщение: "Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки свяжитесь с оператором по номеру…". Когда человек действует по указанной инструкции, с его счета снимают деньги, - пояснили в пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области.
Фиктивная услуга
На сайтах большинства сотовых компаний России уже не менее пяти лет выложены инструкции, как не попасться на удочку телефонных мошенников. Перечислены более десятка версий возможного отъема денег на расстоянии. Большинство касается воровства средств с телефонного счета. Это и смс-сообщения о том, что обладатель телефона выиграл такой-то приз, и данные о необходимости пополнений счета. К мелким мошенничествам у большинства граждан уже выработался иммунитет. Но настороже следует быть буквально каждую минуту.
Самое обидное, что приемы незаконного отъема денег иногда используют и сами сотовые операторы, навязывая абонентам без их согласия дополнительные платные услуги, а затем списывая за это деньги. Недавно за такую шалость с обманом потребителей арбитражным судом была привлечена к административной ответственности одна из крупных сотовых компаний.
Как сообщили в управлении Роспотребнадзора Свердловской области, к ним периодически поступают жалобы на подключение различных мобильных подписок без согласия абонентов. В результате со счета ежедневно производится списание небольших сумм (как правило, 10 - 20 рублей). Вначале абонент этого может и не заметить, но, когда "мобильный налог" приводит к отключению связи, начинает разбираться.
Дошли до суда в этом деле при поддержке специалистов Роспотребнадзора два жителя Екатеринбурга. В ходе проверки надзорное ведомство выявило, что у одного из абонентов плата незаконно взымалась за доступ к сайту, который в принципе не работал. А у другого из-за несанкционированного подключения к услуге был "засвечен" в Интернете секретный код доступа к конфиденциальной информации. И воспользоваться этим мог любой нечестный пользователь Сети. К счастью, до больших денежных потерь такое обнародование не привело. Суд нескольких инстанций признал действия оператора незаконными и обязал отказаться от использования фиктивных услуг.
Как действовать
МВД России по Свердловской области рекомендует:
• Перед тем как перечислять деньги, убедитесь в подлинности смс-сообщения: не торопитесь добраться до ближайшего банкомата, выполняя инструкции неизвестных.
• Сделайте бесплатный звонок на прямую линию своего банка. Специалисты кредитного учреждения подтвердят или опровергнут полученное сообщение.
• В случае обнаружения фактов навязывания услуг оператором мобильной связи обращайтесь в Роспотребнадзор.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области:
г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 49.
Тел. (343) 272-000-7.