На форуме, прошедшем в Екатеринбурге под эгидой Российской академии радио, более сотни представителей региональных медиахолдингов обсудили основную тему - управленческие, технические и маркетинговые инновации в радиоиндустрии - и попытались заглянуть в будущее, во времена глобальной оцифровки сигнала. Однако перспективы за пределами 2015-го года вырисовываются крайне неотчетливо, Минсвязи РФ и ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) только приступили к разработке концепции развития телерадиовещания до 2025 года.
Настоящее же видится участникам рынка стабильным, но напряженным: ужесточение конкуренции не дает спокойно почивать на лаврах и стричь дивиденды. Собственное вещание в диапазоне FM появилось практически в каждом населенном пункте. В УрФО, по последним данным, насчитывается 67 самостоятельных радиостанций. Так, только в Первоуральске вещают восемь, в Тюмени - 25. Кстати, аналитики называют рост числа локальных радиостанций с самостоятельным программированием эфира трендом регионального развития: по стране оно увеличилось с 430 в 2011 году до 441 в 2012-м.
По части контента тенденции таковы: стало больше музыки (примерно 60 процентов отечественной и 40 иностранной), усилилась ориентированность на местную аудиторию, патриотизм, выраженный в слоганах вроде "Радио нашего города".
- Погода, местные новости, интерактивность делают радио привлекательным. Оно продолжает оставаться наиболее доступным способом получения информации, - отмечает гендиректор РТРС Андрей Романченко.
- В минувшем году рынок радио беспрецедентно вырос и продолжает расти, - свидетельствует Григорий Гилевич, директор филиала вещательной корпорации. - Различные угрозы - перенасыщенность рынка, конкуренция со стороны Интернета и так далее - только стимулируют дальнейшее развитие.
Как отмечается в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объемы радиорекламы в регионах в среднем выросли на 17 процентов, показав лучшую динамику за последние четыре года и заняв по темпам роста второе место после Интернета. В текущем году специалисты сулят рынку радиорекламы 10-процентный прирост. Правда, по замерам "Делового квартала", в Екатеринбурге из общего рекламного "пирога" в 7,1 миллиарда рублей доля радиорекламы составляет лишь пять процентов (в среднем по России - около десяти).
- После 2008-го рекламный рынок просел, сейчас восстановился. Но за это время возникли новые радиостанции, куда ушла часть рекламодателей, - констатирует Николай Грахов, академик Российской академии радио. - Рынок сегментируется все более мелко. Если раньше собственники радиостанций делали передачи в формате, который близок им, то теперь они внедряют форматы, интересные рекламодателям.
- Наши диджеи - люди с завода, - объясняет Александр Троценко, директор радиостанции из Ревды, - и программы рассчитаны на слушателей, с которыми можно говорить на одном языке.
Видимо, в этом и кроется секрет успеха.