Льготники Урала недовольны талонами на билеты в электричках

В редакцию "РГ" пришла копия письма, адресованного аппарату губернатора Свердловской области. В нем заместитель председателя общества инвалидов "Содружество" Иван Павлов подробно описал ситуацию, которая стала причиной негодования нескольких тысяч свердловских льготников.

"С 1 февраля 2013 года в соответствии с постановлением правительства Свердловской области вводится персонифицированный учет лиц, обладающих правом льготного проезда в пригородных поездах, - пишет Павлов. - Теперь для получения льготы пассажирам необходимо на каждую поездку заполнить специальный талон. Из-за этого к нам за короткое время поступило множество жалоб от пенсионеров, недовольных неудобным нововведением".

Новый беспорядок

По сути талон, который теперь приходится заполнять льготникам - в большинстве своем старым и больным людям - представляет собой анкету с восемью полями, в которых необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер удостоверения льготника, кем и когда оно выдано. Все эти строчки люди должны заполнять, стоя в очереди за билетом, - кто как сможет: на коленке, опершись на стенку, на спине у товарища. На обратной стороне анкеты - те же восемь полей, которые заполняет кассир.

Из-за нового порядка очереди, естественно, выросли, обслуживание одного пассажира теперь занимает нескольку минут. Бедные пенсионеры, с началом лета потянувшиеся на свои дачные участки, стоя у пригородных касс в мрачноватом холле вокзала, возмущаются: кому пришло в голову разводить бюрократию даже здесь?!

- Это настоящее мучение для пожилых людей - заполнять анкеты. Все больные, полуслепые вынуждены писать в спешке и толкучке. Торопятся, путаются. Выходят измученные, - жалуется "РГ" пенсионер Искандар Сафин. - Я удивляюсь: зачем это все надо? Почему просто не ввести электронные персонифицированные карты, наподобие тех, что действуют в автобусах, и не мучить людей?

Рядовые работники железной дороги тоже не видят ничего хорошего в нововведении. Корреспондент "РГ" стал свидетелем разговора кондуктора с пассажиром в вагоне электрички. Женщина-кондуктор жаловалась, что заполнять анкеты на каждого льготника крайне неудобно, иной раз приходится просить у людей книжку или журнал, чтобы подложить под листочек.

- Днем еще не так сложно: народу едет немного, можно присесть и спокойно заполнить листок. Но в часы пик, когда вагон забит под завязку, бумажки только время отнимают. Всех пассажиров обойти не успеваешь, наверняка из-за этого многие зайцем едут, - поделилась женщина.

Мы задались тем же вопросом, что и Искандар Сафин. Действительно, зачем усложнять процедуру выдачи билетов льготникам? Кто от этого выигрывает?

Учет и контроль

Как нам пояснили в пресс-службе регионального правительства, персонифицированный учет ездящих в электричках льготников ввели для того, чтобы держать под контролем расходование бюджетных средств. Дело в том, что именно казна региона компенсирует недополученную пригородной компанией выгоду, возникающую при перевозке пассажиров по льготным расценкам. По новым, более жестким, правилам, чтобы получить компенсацию, перевозчик должен направить в областное министерство социальной политики поименный список всех, кто за отчетный период воспользовался транспортной 50-процентной скидкой. Только после сверки этого списка с региональным реестром льготников министерство перечисляет деньги.

- Компании заблаговременно, еще в феврале 2010 года, предупредили о том, что вскоре будет введен персонифицированный учет льготных категорий граждан. В начале ноября 2012 года мы сообщили им о грядущих в апреле следующего года изменениях, рекомендовали продумать механизм учета. Тем не менее наши просьбы проигнорировали, - рассказали в министерстве социальной политики Свердловской области.

"РГ" обратилась за комментарием в Свердловскую пригородную компанию (СПК), в ведении которой находится организация всех пригородных железнодорожных маршрутов и соответственно перевозка пассажиров. Пресс-секретарь Диана Рыбакова пояснила, что заполнение анкеты необходимо для создания базы данных льготников, которые пользуются электричками, которой раньше не было. От лица компании она выразила надежду, что, как только эта база будет окончательно сформирована, необходимость каждый раз заполнять талон исчезнет.

Льготы по осени считают

Правда, до сих пор непонятно, зачем для создания такого реестра человеку нужно заполнять талон всякий раз перед поездкой? Наверное, проще один раз заполнить на льготника анкету в электронном виде и присвоить ему некий индивидуальный номер, по которому он впоследствии мог бы без лишней волокиты получать скидку на проезд. Кстати, именно так и поступили несколько лет назад на Северном автовокзале Екатеринбурга. В сфере автобусных перевозок персонифицированный учет льготников тоже обязателен, поэтому и автотранспортникам пришлось создавать свою базу данных. Но, как рассказала начальник отдела рекламы и связей со СМИ Северного автовокзала Елена Федорова, этот процесс прошел совершенно безболезненно. Всем льготникам пришлось лишь один раз представить документы, подтверждающие их статус и права, и заполнить анкету. После этого им в удостоверения вклеили специальные штрих-коды, по которым при покупке билета компьютер кассира их моментально распознает.

По словам Ивана Павлова, аналогичная система работает и в метро. Почему в СПК не воспользовались опытом коллег, представитель общества инвалидов не понимает. Штрих-кодирование значительно проще и удобнее, чем сбор и сортировка заполненных пассажирами талонов. Более того, оно позволит сократить расходы на бумагу, краску для принтеров, облегчит труд сотрудников, разбирающих кипы ненужных бумаг.

Однако будет ли введена в ближайшее время система электронного учета льготников на железнодорожных вокзалах области, не знают даже в самой пригородной компании. В официальном комментарии сотрудники СПК лишь осторожно упомянули о том, что "техническая возможность введения индивидуального штрих-кода для льготников сейчас рассматривается". Пока же компания приносит клиентам свои извинения за временные неудобства и спешит заверить, что вся бумажная волокита должна прекратиться через два-три месяца, когда база региональных льготников будет окончательно сформирована.

Впрочем, через несколько месяцев большая часть простаивающих сегодня в очередях на вокзале пенсионеров в услугах пригородной компании нуждаться перестанет: дачный сезон уже завершится.