04.06.2013 23:27
    Поделиться

    Бизнесмены ликвидируют экологический ущерб

    Готовится федеральная целевая программа ликвидации накопленного экологического ущерба. Об этом заявил премьер РФ Дмитрий Медведев на майском заседании президиума Совета по модернизации, посвященного экологической безопасности России.

    На устранение ущерба, уже нанесенного природе, предусматривается значительное государственное финансирование. Между тем роль бизнеса в этом процессе остается основополагающей: ведущие предприятия страны вкладывают существенные деньги в собственные программы защиты окружающей среды, призванные минимизировать урон природе от промышленной деятельности.

    Нефтяная отрасль относится к производствам повышенного риска для экосистем. А трубопроводный транспорт - один из самых проблемных ее сегментов, ведь технологическая сложность трубопроводной инфраструктуры, ее масштаб и разветвленность ставят экологическую безопасность этого актива на первый план. Управлять защитой окружающей среды можно только системно, считают нефтепроводчики. Проверенный способ - стандартизация в сфере защиты окружающей среды, а также в системе управления охраной труда.

    Российские предприятия включились в эту работу уже давно. Например, компания Сибнефтепровод впервые сдала международный экологический зачет еще в 2005 году. По итогам аудиторской проверки тогда был выдан сертификат ISO 14001-2004. Он означал, что акционерное общество работает в рамках мировых стандартов, предъявляемых к предприятиям с потенциально опасным для природы характером производства. В первую очередь, речь идет о безопасной перекачке нефти, предотвращении не только порывов на магистральной сети - даже малейших утечек нефтепродуктов на линейных объектах и нефтеперекачивающих станциях. Предприятие обязалось регулярно подтверждать должный уровень организации экологического менеджмента, совершенствовать его. Раз в год - инспекционный контроль, раз в три года - ресертификационный аудит.

    - Дело сугубо добровольное, ведь отечественное законодательство не требует проведения международного аудита ни по экологии, ни по охране труда. Зачем же он нам нужен? Чтобы не расслабляться, высоко держать планку. Аудит помогает не только зарабатывать положительный имидж, репутацию надежного социального и бизнес-партнера. Это и экономический стимул: уменьшение числа производственных сбоев ведет к сокращению непроизводительных трат. Наверное, понятно, что ликвидация аварии и ее последствий может вылиться в огромную сумму, - говорит начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования компании Виталий Шабельников.

    Нынешней весной отдельные подразделения общества, его центральный офис проинспектировали официальные представители международного сертификационного органа DQS ("Немецкие системы качества"). Руководитель группы Юлия Васильева, эколог из Санкт-Петербурга, ранее уже бывала здесь с аудиторскими визитами, ей есть с чем сравнивать. По свидетельству Васильевой, некоторым российским предприятиям, пожелавшим заполучить международный сертификат, приходится отказывать - они "не дотягивали до требований".

    - У Сибнефтепровода, без сомнений, сложилась зрелая система менеджмента. Особенно радует, что акционерное общество не довольствуется достигнутым, улучшает показатели практически по всем ключевым показателям. Вместе с тем потенциал для совершенствования не исчерпан. Аудит не следует понимать как некую надзорную проверку, это взгляд со стороны - взыскательный, но доброжелательный. Наша задача - подсказать пути дальнейшего развития, помочь увидеть пробелы, - поясняет Юлия Васильева.

    Критериев оценки много, подчеркивает она. Это и состояние каждого рабочего места, и уровень квалификации сотрудников, и готовность персонала к слаженным оперативным действиям в нештатных ситуациях, и технологическая оснащенность, и взаимодействие с местным населением.

    Автор этих строк наблюдал за обходом аудиторской группой помещений линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Бачкун", базирующейся в Ярковском районе Тюменской области. Станция введена в эксплуатацию в середине 70-х. Она обеспечивает прокачку нефти на 82-километровых участках магистральных нефтепроводов Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск и Нижневартовск-Курган-Куйбышев. "Бачкун" представляет собой ухоженный производственный городок среди лесных массивов.

    - Чтобы какая-нибудь промасленная тряпочка валялась на полу или верстаке - да упаси бог! Есть детальная инструкция по складированию, утилизации тех же обтирочных материалов, нефтешлама, образующегося при плановом ремонте оборудования. Требования экологической безопасности, технологической дисциплины, диагностического обслуживания нас обязывают неукоснительно соблюдать. И это правильно. Даже малейшая небрежность способна привести к серьезным неприятностям, вплоть до выброса нефти, - говорит инженер-механик Иван Батурин.

    "Бачкун" - одна из старейших станций Сибнефтепровода. Однако ее оборудование регулярно модернизируется.

    - В ходе недавно завершившейся реконструкции релейную автоматику заменили более надежными быстродействующими микропроцессорами, - рассказывает начальник ЛДПС Евгений Виткалов. - Зарезервированы системы управления, источники электроэнергии. Линейный участок на всем его протяжении обеспечен телемеханизацией. В перспективе за отдаленными объектами установим видеонаблюдение.

    В штате "Бачкуна" 72 человека. С добрым десятком из них аудиторы беседовали, иных расспрашивали дотошно, в целом остались удовлетворены. Коллектив - сплав молодых и опытных кадров. Здесь, к примеру, 12 лет трудится один из лучших сварщиков Тюменского управления магистральных нефтепроводов, неоднократный победитель конкурсов профессионального мастерства на уровне своего филиала Виктор Ченцов. К качеству его швов дефектоскопическая лаборатория ни разу не предъявила претензию.

    - Излишне объяснять, насколько важна безупречная сварка трубных соединений, как и качество изготовления самих труб, стыковочных деталей. Хотя это ЧП произошло давно - еще в конце позапрошлого десятилетия, оно до сих пор памятно: в северном районе из-за дефекта на трубопроводе произошел серьезный разлив нефти. Как раз на дистанции, которую в то время сложно было диагностировать. Сыграл свою роль так называемый человеческий фактор. Уроки, разумеется, извлекли, - подчеркивает Виталий Шабельников. - Сегодня осуществляется тройной контроль закупаемой продукции, предельно ужесточены требования к монтажу и эксплуатации трубопроводов. Позволительно сказать, что наше предприятие, "дочка" Транснефти, тратит ежегодно миллиарды рублей на обеспечение экологической безопасности. Сюда я отношу все, что делается для предотвращения аварийных ситуаций.

    Между тем зона обслуживания предприятием трубопроводной системы, вытянувшейся в Тюменской области на тысячи километров, стремительно расширяется в связи со строительством новых объектов в северных регионах. В конце позапрошлого года, досрочно, введен в строй магистральный нефтепровод Пурпе-Самотлор. Сейчас в его продолжение прокладывается вторая ветка - Заполярье-Пурпе - протяженностью около 525 километров. Часть ее пройдет за Полярным кругом. Это будет самый северный магистральный нефтепровод Транснефти. Арктический климат, на который оказывает все большее влияние глобальное потепление, вечномерзлые грунты заставляют отказываться от традиционных для Большой земли способов прокладки трубы. Значительный ее отрезок во избежание подтаивания вечной мерзлоты будет установлен на опорах, на свайных фундаментах с термостабилизаторами.

    Нефтепроводчики ведут продуктивный диалог с хозяевами тундры - коренными народами Ямала. Компания прислушалась к доводам рыбаков и оленеводов Тазовского района, которые настаивали на корректировке проекта ради уменьшения экологических рисков. В частности, на отдельных участках решено отказаться от траншейного метода прокладки, а в пойме реки Таз, напротив, - от монтажа труб на опорах. В итоге на протяжении 26 километров используют более затратный, зато и более безопасный для окружающей среды метод наклонно-направленного бурения.

    - Мы пошли навстречу северянам, несмотря на то, что изменение проекта серьезно увеличивает стоимость работ. Ну и, разумеется, сразу согласовали с кочевниками места, где следует обустроить переходы оленей через трубопровод во время каслания, - отмечает Виталий Шабельников.

    Справка

    Компания "Сибнефтепровод" - одно из крупнейших подразделений компании "Транснефть", оператора магистральных нефтепроводов России. Ведет свою историю с 1967 года, когда было образовано управление магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири. В общество входят управления магистральных нефтепроводов Ноябрьское, Сургутское, Нижневартовское, Нефтеюганское, Урайское, Тобольское, Тюменское, Ишимское, Уренгойское

    Поделиться