Ликвидировать накопленный экологический ущерб в нашей стране будут с помощью новых технологий. Об этом рассказал на заседании совета по модернизации экономики и инновационному развитию России министр природных ресурсов Сергей Донской.
В настоящий момент в России выявлены сотни "горячих точек", оставшихся от прошлой экономической деятельности. По разным оценкам, накоплено от 30 миллиардов до 80 миллиардов тонн опасных отходов. Большинство из них - отходы промышленной деятельности.
"Импульс к решению этой наболевшей проблемы должны дать новые технологии", - сказал министр.
Минприроды (МПР) подготовило проект федеральной целевой программы (ФЦП) "Ликвидация накопленного экологического ущерба" на 2014-2025 годы. Инновационная составляющая в ней - 70 процентов. На развитие новых технологий в ее рамках планируется выделить из бюджета 49 миллиардов рублей - без их применения очистка, утилизация и ликвидация отходов будет очень затруднена, считают в МПР. Например, для проведения части работ на полигоне "Черная дыра" в Нижнем Новгороде нужно разработать уникальную установку, которой пока еще нет в мире, говорит Сергей Донской.
"Ведутся активные переговоры по сотрудничеству с профильными технологическими платформами, а также с рядом российских предприятий. Они готовы участвовать в реализации предусмотренных ФЦП инвестиционных проектов на условиях долевого финансирования. Также у нас есть ряд обращений от банков и инвестиционных фондов
(в основном, японских и корейских), готовых вкладывать собственные средства в российскую инноватику", - добавил министр.
Апробацию технологий предполагается проводить в специально созданных в России международных инжиниринговых центрах. "Полученные инновационные разработки, в том числе биотехнологические, позволят не только устранить накопленные загрязнения, но и создадут мощный потенциал для предотвращения накопления промышленных отходов в будущем", - продолжает Сергей Донской.
Кроме того, предполагается вовлекать в хозяйственное использование так называемые техногенные месторождения - накопленные за прошлые годы отходы горнодобывающих производств, ведь полезных компонентов в них содержится зачастую больше, чем в отрабатываемых сейчас рудах.
Тем временем Россия продолжает прирастать отходами, в том числе твердыми бытовыми. Так, по данным Росприроднадзора, на территории России выявлено 50 419 мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на общей площади 14 831 га. И хотя ведомство уже около двух лет занимается выявлением и устранением новых свалок, мусора в стране меньше не становится. По данным экспертов, ежегодно в стране дополнительно образовывается около 30 миллионов тонн твердых бытовых и 120 миллионов тонн промышленных отходов. Площади, занимаемые отходами, ежегодно увеличиваются на 300-400 тысяч гектаров.
Тема свалок актуальна для большинства регионов страны. Причем вне зависимости от их благополучия. Например, чем меньше и беднее населенный пункт, тем больше "бытовых" свалок образуется в его окрестностях, в том числе в лесных массивах, и меньше шансов, что местные власти найдут возможность эту проблему решить. А чем более развит регион с точки зрения промышленности и экономики, тем больше там накоплено промышленного мусора. Наиболее продвинутые компании внедряют "зеленые технологии", чтобы минимизировать загрязнение окружающей среды, но большинство пока еще предпочитают платить штрафы за экологические нарушения, нежели модернизировать производство.
Уже несколько месяцев в Госдуме лежит после первого чтения законопроект минприроды об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. И все это время вокруг него ведутся жаркие споры. В ведомстве рассчитывали, что в весеннюю сессию он все-таки будет принят во втором и третьем чтениях, но, по мнению экспертов, это маловероятно - консенсус между властью и бизнесом до сих пор не найден.
Какие новшества содержит законопроект? Как ранее рассказывал замминистра природных ресурсов Ринат Гизатулин, поправками в 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вводится ответственность производителя и импортера за утилизацию товаров, утративших потребительские свойства. Это правило работает практически во всех развитых странах.
То есть ответственность за утилизацию отходов с государства и потребителей переносится на производителей и импортеров. Вводится возможность выбора формы реализации ответственности за утилизацию: производитель и импортер могут утилизировать свою продукцию самостоятельно или вступить в Национальное объединение саморегулируемых организаций (СРО) операторов по обращению с отходами.
Кстати, создание СРО - это второе главное новшество, предусмотренное законопроектом. Институт саморегулирования, по замыслу, должен будет заменить действующую систему лицензирования. Разработка и установление обязательных стандартов, правил и требований к деятельности по обращению с отходами, а также контроль над их соблюдением будут осуществляться через создание системы обязательного членства в СРО этой отрасли. Все предприятия отрасли должны будут вступить в одну из саморегулируемых организаций. Членство в них будет обязательным условием для доступа на рынок обращения с отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при приеме в члены саморегулируемой организации обязаны пройти процедуру проверки на соответствие определенным законом обязательным требованиям. Для минимизации рисков, связанных с переходом к саморегулированию, предполагаются внесение взносов в компенсационный фонд СРО и обязательное страхование гражданской ответственности.
Второй уровень модели саморегулирования отрасли будет представлен НацОбСРО - некоммерческой организацией, объединяющей не менее 50 процентов саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами. К ее функциям предполагается отнести управление специальным резервным фондом, в который будут поступать утилизационные сборы. Подобные фонды успешно функционируют в Европе, обеспечивая реализацию принципа расширенной ответственности производителя при полном контроле расходования средств со стороны государства. Представители правительства должны будут входить в коллегиальный орган управления НацОбСРО с правом вето.
Средства резервного фонда будут направляться на создание инфраструктуры по обращению с отходами и частичную оплату утилизации отходов. Предусматривается механизм ликвидации накопленного ущерба и закладываются финансовые основы для создания комплексной системы по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению и утилизации отходов. Средства фонда позволят построить в течение 10 лет 264 перерабатывающих завода, 1056 малых комплексов мусороперегрузочных станций с инфраструктурой, 264 мусоросортировочных комплекса, включая двухстадийную сортировку, с инфраструктурой, 249 экологически безопасных полигонов с инфраструктурой, закупить 39 тысяч специализированных автомобилей, создать более 40 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
Как отмечают эксперты, камнями преткновения для принятия законопроекта являются несколько вопросов. До сих пор не совсем понятно, каким должен быть порядок аккумулирования и расходования взносов, поступающих в резервный фонд? И каким должен быть статус этого фонда - бюджетный, небюджетный, негосударственный?
Второй дискуссионный вопрос - как создание СРО вместо лицензирования. Есть не очень позитивный опыт создания СРО в строительстве, энергоэффективности и других отраслях экономики, отмечают эксперты, когда саморегулирующая организация по сути становится механизмом, ограничивающим конкуренцию. Плюс контроль за деятельностью СРО со стороны государства затруднен.
Так что этот вопрос требует особой проработки. К какому придут знаменателю, пока неизвестно, но возможно, что переход от лицензирования к СРО в отрасли обращения с отходами будет постепенным.
По мнению экспертов, в лучшем случае законопроект будет доработан и принят к концу года.