05.06.2013 23:25
    Поделиться

    Мода на салонные игры возвращается в Россию

    Эта игра для взрослых все более популярна и в мегаполисах, и в провинции
    Мода на салонные игры возвращается. Одна из самых на сегодня популярных - психологический пошаговый ролевой детектив "Мафия".

    Замри, умри, воскресни

    "Мафия" зародилась в Москве - ее создал студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов. Психологическая ролевая игра, набрав популярность в студенческих общежитиях, разошлась по стране.

    Сам Дмитрий - уроженец Каменск-Уральского, это крупный промышленный центр Среднего Урала. Его игра первоначально прежде всего была востребована в провинции. Постепенно мода стала захватывать и мегаполисы. Вот модный питерский ресторан предоставляет зал для игроков, участие стоит 200 руб, каждому гостю заведение презентует бокал вина и 20%-ную скидку на меню ресторана. И уже несколько московских баров включили "Мафию" в свою программу и помогают формировать команды. То есть "Мафия" возвращается туда, где родилась.

    Впрочем, охотно в русскую "Мафию" играют в Европе и в США. Она уже вне географии: есть онлайн-версия игровые сайты.

    Суть игры: жители города объединяются и пытаются уничтожить местную мафию. Мафиози, само собой, воюют с народом до последнего своего дона. Происходит это так. Вечер, комната, компания. Каждый игрок получает одну карту. Черная масть - и ты становишься членом мафии. Если досталась красная, то ты порядочный житель ("мирный", "честный" и т.д.). А если тебе выпал красный туз, то с этой минуты ты уже "комиссар". Правда, не в нашем классическом понимании, читай - без кожанки, маузера и мандата, а что-то вроде комиссара Каттани из популярного итальянского сериала "Спрут".

    Образ не случайный. Исследователи считают, что именно этот сериал о борьбе честного полицейского с сицилийской мафией способствовал популярности игры.

    "Комиссар" имеет право назвать себя, но не может показать карту. Что усиливает интригу, порождая "лжекомиссарство": при таком раскладе мафиози тоже никто не может запретить объявлять себя комиссарами. Что делать? Играть!

    Собственно, вся игра разделена на две фазы - "день" и "ночь", когда честные и мафиози путем умозаключений вычисляют противников. Дальше методом открытого голосования (демократия!) подозрительных типов отправляют в тюрьму или убивают. Игра продолжается до полной победы: это когда соперники из противоборствующей команды мертвы или за решеткой.

    А можно и в бирюльки

    На первый взгляд, такие игры - детские забавы взрослых дядь и теть, не наигравшихся в детстве. А популярность можно списать на ностальгию. Или на моду. Вчера все увлеченно скупали елочные игрушки "сделано в СССР" и ставили советские хиты в качестве рингтонов на айфоны, а сегодня вот вспомнили о забавах XVIII-XIX века.

    Отчасти это правда. Наши предки были лишены телевизионных ток-шоу и компьютерных онлайн-стратегий, и были обречены развлекать себя такими играми. Вы будете смеяться, но в приличном обществе в Петербурге два века назад очень серьезные люди азартно играли в бирюльки.

    Сегодня это синоним слов "заниматься ерундой", на самом деле - нормальная развивающая игра. Бирюльками называли небольшие соломинки или палочки, их в игре от шестидесяти до ста. Бирюльки бросают на стол, так, что они ложатся в хаотичном беспорядке. Затем игроки поочередно снимают их по одной. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает ход следующему игроку. И так - пока не разберут всю кучу. Выигрывает тот, кто безупречным образом снимет больше соломинок.

    Между прочим, бирюльки неплохо тренируют пальцы, развивают пространственное мышление.

    И вообще "несерьезные" забавы тех светских гостиных не были пустой тратой времени. Игры требовали от участников быстрой реакции, умения импровизировать, рифмовать. Кстати, в XIX веке покер, шахматы, шашки, нарды, лото и домино считались прежде всего салонными играми.

    Представители той наивной эпохи в кошмарном сне не могли увидеть своих потомков, сидящих ночи напролет за шутерами у залитых кровью мониторов.

    Возвращение моды на человеческие игры, включая "Мафию" - благо. Прежде всего потому, что такие игры подразумевают личное общение участников. Перед тобой не гаджет, а живой соперник. Нельзя записаться или переиграть уровень. Ты ведешь психологический бой, мир разделен на своих и чужих, мобилизовав интеллект, должен понять - кто есть кто. Гимнастика ума: в ходе поединка развивается память, логика и интуиция. Необходимо командное взаимодействие и актерское мастерство.

    Свет клином на "Мафии", конечно, не сошелся. Например, в Киеве, где салонные игры стали массовым увлечением, сверхпопулярна детективная игра "Пуаро". Участие стоит 400 - 500 руб. на наши деньги, под каждую игру пишутся отдельный сценарий. Участников заводят в комнату, где лежит "убитый". Задача - расследовать убийство: собрать улики, найти и допросить свидетелей.

    Показательно: наши правоохранители применяют такие игры ("Мафию" и ее европейский аналог "Убийца") для подготовки сотрудников. В "мафиози" и "убийц" играют в учебных аудиториях курсанты калининградской Высшей школы МВД. Курс называется "Визуальная психодиагностика".

    Играют все

    Если вы еще думаете, что салонные игры - не для вас, то вы себя плохо знаете.

    С 2008 года в ночном эфире Первого канала раз в неделю выходит программа "Познер". В студию приходят олигархи, политики, актеры, режиссеры, космонавты, министры, президенты, послы. И все без исключения в конце программы обязательно отвечают на вопросы Марселя Пруста. А с ними - и многие телезрители.

    Вопросы каждый раз варьируются, но многие мы уже знаем на память: "К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?", "Исторические персонажи, которых вы презираете?", "Как вы хотели бы умереть?", "Оказавшись перед Богом, что вы ему скажете?".

    На самом деле Пруст не задавал большинство из этих вопросов, знаменитую анкету придумали задолго до него. На нее отвечали многие знаменитости, включая Карла Маркса. Но ответы Марселя считаются эпохальными, и опросник вошел в историю именно под именем Пруста.

    А теперь главное: эта "Анкета" - одна из самых популярных игр Викторианской эпохи, охватившая всю Европу. Получается, что вот уже пять лет по понедельникам в старейшую салонную игру играют миллионы телезрителей Первого. Сами того не подозревая.

    Кстати

    В Китае нашу "Мафию" используют профессиональные психологи для лечения азартных людей от игровой зависимости. В США - в качестве перевоспитания "трудных" подростков в летних христианских лагерях. В японских школах с ее помощью учеников готовят к роли будущих присяжных.

    Опрос "РГ"
    Поделиться