05.06.2013 23:25
    Поделиться

    Главный воронежский дорожник хранил деньги в мешках из-под сахара

    Главный воронежский дорожник хранил деньги в мешках из-под сахара и корзинах для белья
    Задержание главы управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Александра Трубникова наделало много шума. Который усилился, когда у родных главы управления, подозреваемого в коррупции, нашли горы купюр неустановленного происхождения. Ведется следствие. Не подменяя его, корреспонденты "РГ" попробовали посмотреть на видимую часть айсберга.

    Засветился

    На кадрах оперативной съемки видно (и даже слышно), как чиновник ведет неформальную беседу с пришедшим к нему бизнесменом, одним из директоров ОАО "Воронежавтодор" - компании, занимающейся дорожным строительством. Мелькают горлышки винных бутылок. Потом врываются оперативники и начинают обыск. Трубников ведет себя спокойно. На стол рядами выкладываются 5-тысячные из пачек, лежавших в ящике на его столе, - всего 1,25 млн рублей. Ладони задержанного "светятся" от меченых купюр.

    В тот же день в отношении Трубникова возбудили уголовное дело - мошенничество в особо крупном размере. Максимальное наказание по статье 159 УК РФ - 10 лет.

    Сам он назвал все происходившее в его кабинете провокацией.

    По версии следствия, за помощь в получении заказов и утверждение актов приемки дорожных работ подозреваемый систематически вымогал у фирм-подрядчиков "откаты" - по 5-10% от стоимости работ по госконтрактам. При том, что эти функции осуществляло учрежденное областным правительством ОАО "Центр дорожного строительства "Дорога" (официальный генподрядчик по муниципальным и государственным заказам в своей отрасли, а также один из основных в регионе производителей асфальтобетона). Трубников в силу своей должности был лишь членом совета директоров этой компании. От того же "Воронежавтодора" он в течение мая уже получил в два приема 1,4 млн рублей.

    Миллионы в мешках

    События развивались стремительно. В результате обысков по месту жительства и работы чиновника и его предполагаемых сообщников уже найдено 140 млн рублей наличными в частном гараже в Липецкой области и у родственников Трубникова. 100 млн - в мешках из-под сахара, еще 40 были разложены по тазам, коробкам и корзинам для белья. Большинство купюр совсем новые. Вошли в оборот лишь 3 года назад. Как раз в это время Трубников начал курировать строительство дорог в Воронежской области.

    Подозреваемый и члены его семьи затруднились объяснить, откуда взялись эти деньги.

    Около 100 млн обнаружили у сына чиновника. 30-летний Роман Трубников возглавлял отдел технадзора в городском управлении ГИБДД. Но в конце прошлой недели после проведения служебной проверки был незамедлительно уволен из органов по подозрению в предоставлении недостоверных сведений о доходах.

    Областные чиновники хранят молчание. Губернатор Гордеев, пригласивший Трубникова на работу вскоре после своего появления в Воронеже, ограничился стандартными фразами о необходимости борьбы с коррупцией: "Неприкасаемых" у нас в регионе не было и нет".

    "Брат водителя"

    Уроженец Липецкой области 55-летний Александр Трубников был назначен руководителем управления в апреле 2009 года. До того он, выпускник ростовского мореходного училища и воронежского агроуниверситета, 15 лет руководил в родном регионе передвижной механизированной колонной в райцентре Хлевное.

    Для местного истеблишмента он был "темной лошадкой". Новоназначенный губернатор в то время активно перетряхивал кадры - часть ключевых постов досталась его бывшим коллегам по минсельхозу, кого-то взяли из промышленных и финансовых структур. Появление на столь серьезном посту руководителя автоколонны вызывало немало кривотолков. Подлили масла в огонь и журналисты, раскопавшие пикантную деталь: оказалось, Трубников - сводный брат личного водителя губернатора, привезенного им из столицы. Как в мексиканском сериале, братья жили в разлуке 30 лет, чтобы вновь увидеться в "коридорах власти".

    Однако вопреки разговорам в новой для себя отрасли Трубников освоился быстро. Открытых претензий к нему со стороны бизнеса и пользователей дорог долгое время не звучало. То есть дороги в целом, конечно, никого не устраивали: ни "направления" в сельской местности, ни обойденные капремонтом трассы межмуниципального и регионального значения. Но было ясно, что денег на их содержание давно не хватает. Гнев обывателей традиционно был обращен к фирмам, которые недобросовестно латали дорожное полотно, и к федеральным властям, не "спускавшим" в область достаточного количества средств.

    Нарекания стабильно возникали в областном центре. Однако на фоне коллег из мэрии, которых часто упрекали в пристрастном отборе подрядчиков, слабом контроле над дорожными работами и неумением добиться гарантийного ремонта, областное управление во главе с Трубниковым вызывало у людей какое-никакое, а доверие. Когда в прошлом году горожане подняли бучу насчет плохого ремонта улиц Воронежа, снять напряженность помогло именно сотрудничество регионального ведомства с движениями "Убитые дороги" и "Наше общее дело". Чиновники начали принимать жалобы на качество ремонта через свой сайт, а также регулярно встречаться с активистами, чтобы не допустить оплаты работ до того, как подрядчики устранят все дефекты.

    Единственный, пожалуй, громкий "дорожный" скандал за последние годы тоже формально Трубникова не задел: в истории с реконструкцией набережной Массалитинова в Воронеже крайней оказалась все та же мэрия. На расширение дороги в 2010-2011 годах из госказны была выделена большая сумма, а осваивали ее никому не известные фирмы, отобранные с нарушением закона. Попытки антимонопольщиков оспорить итоги торгов не увенчались успехом: городские чиновники доказывали свою правоту во всех инстанциях, и к окончанию судебной волокиты ремонт оказался наполовину сделан. Менять исполнителя было уже не с руки. Технадзор вела организация, запросившая на аукционе за свои услуги 30 копеек.

    Правоохранители, отмечая курьезность ситуации, признавали, что качество работ находилось вроде бы под хорошим контролем. Дорога получилась гладкая, но усеянная люками технических колодцев, из-за чего развить обещанную высокую скорость невозможно.

    Первый звонок

    Жесткая критика в адрес Трубникова прозвучала лишь осенью. На областном портале улучшения делового климата (власть-бизнес.рф) появилась анонимная жалоба: якобы тот повысил ставки "откатов" по госконтрактам до 15-20% и негласно обязал подрядчиков закупать асфальтобетон по завышенным ценам. Что характерно, анонимные дорожники жаловались не на "откаты" как таковые, а на повышение теневых ставок. Чиновник парировал - мол, халтурщикам не по нраву ужесточение контроля над качеством стройматериалов и ремонтных работ.

    Скандал погасили быстро. Ревизоры из областного правительства не нашли нарушений в деятельности управления автодорог. Бизнесмены в личных беседах с проверяющими о вымогательствах не заявляли и в УФАС не обращались. Более того, главы 18 солидных дорожных компаний, включая пресловутый "Воронежавтодор", выступили тогда в защиту Трубникова. Теперь они от публичных комментариев воздерживаются.

    На малой родине

    В райцентре Хлевное, где до назначения на должность руководителя управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области проживал Александр Трубников и где до сих пор живет его семья, новость о его задержании самая обсуждаемая в последние дни. Но тому, что земляк попался со взяткой, а в доме его родственников изъята огромная по сельским меркам сумма в 140 млн рублей, никто не удивлен.

    О самой персоне Трубникова односельчане говорят разное. Бывшие подчиненные вспоминают его как хорошего, хозяйственного руководителя.

    - Плохого о нем ничего сказать не можем, - рассказал нам на условиях анонимности один из работников автоколонны. - Вопросы, с которыми к нему обращались, решал. Приедет, первым делом обойдет всю территорию, все осмотрит. С каждым поздоровается за руку. Чисто по-человечески жалко его.

    Кстати, после ухода Трубникова с поста руководителя автоколонны это место занял его зять. Но, как рассказывают односельчане, свой бизнес в селе - заправку и магазин - тот не оставил и "все важные вопросы решал сам".

    Другие хлевенцы менее лояльны к земляку. Одна из соседок до сих пор не может забыть, как ее супруга с подачи Трубникова уволили без объяснения причин.

    - Муж хоть и немного прихрамывает, но непьющий, очень радовался, когда устроился на работу на заправку, - рассказывает она. - А тут ему говорят: "Вы нам не подходите". И заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию.

    Селяне вздыхают:

    - С такими деньжищами лучше бы помогал больше людям.

    И тут же добавляют:

    - Хотя, если деньги незаконные, как тут поможешь? Ведь такие суммы обычно скрывают.

    Несмотря на то что Трубников 4 года работает в Воронеже, его жена и дочь с семьей остались в Хлевном. Признаться, разыскивая дом человека, о котором на всю Россию разнеслась молва, что он не знал, куда девать деньги, ожидали увидеть роскошный особняк. Но дом, где было найдено в тазах и мешках из-под сахара 140 млн наличными, дворцом можно назвать лишь в сельских масштабах. Одноэтажный, на двух хозяев (сосед, кстати, глава района) дом от рядом стоящих отличается лишь большей благоустроенностью территории, камерами наружного наблюдения да ажурным забором с дендрарием из туй и елей перед фасадом.

    Впрочем, эта скромность плохо увязывается с найденными здесь миллионами в мешках. Что это - личные теневые доходы, чиновничий "общак" или подброшенные купюры? Следственные органы только начинают работу.

    Поделиться