05.06.2013 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: Судьбы мира пока еще в наших руках

    Сколько праведников спасет Европу
    "Мария, приветствую вас! Не пора ли написать про Содом&Гоморру? Вот именно так, через литеру "&", всемирное сокращение "and", или, как его еще называют, амперсанд! А что? Значок давно облюбовали могущественные законодатели мод, диктаторы стиля жизни - Dolce&Gabbana, L&M, голубые сладкие симпатяги из M&M's, под песни и танцы нахально оккупировавшие телевизор, - "О-о-о! Наконец они с нами!" - и прочие Head&Shoulders-промыватели голов!

    Если вы в силу возраста или природной наивности считаете, что реклама сообщает нам только прямую информацию и не работает с нашим подсознанием, используя ассоциативные связи, невербальные посылы и трансляцию архетипических кодов, то вам следовало бы выбрать другой век для рождения - менее изощренный. Поинтересуйтесь у первого встречного тинэйджера, кто сегодня присвоил себе прекрасный символ - радугу? Что значит рекламный слоган "испытай радугу", и отчего так нагло ржет дюжий чернокожий торчок с замашками бывалого наркомана-травника, который в наших зомби-ящиках регулярно под этой самой радугой-дугой доит недотепу жирафа? Вспомнили? Цветные горошины, имитирующие вкус настоящих фруктов, со стуком летят в ведро. Шаловливая игра на разгадывание. Сообразительные, сами того не ведая, включаются в тайное сообщество, союз посвященных. Догадался, улыбнулся шутке, порадовался остроте своего ума, и все - на автомате одобрил весь контент. Вовлечение пассивного, так называется приемчик. И вовлекаемся, улавливаемся, подыгрываем, кушаем! Заглатываем цветные конфетки! Но я отвлекся. Хотя, полагаю, мысль ясна.


    Иеронимус Босх / Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений"

    Знаете, когда я услышал про чудовищную гибель французского писателя Доминика Веннера, на глазах у сотен туристов выстрелившего себе в горло, да не где-нибудь, а в святая святых нации - у алтаря Собора Парижской Богоматери, я поначалу даже не насторожился. Резануло только: католик, ну, не мог не знать, что самоубийство - страшный грех. Фраза из предсмертной записки, оставленной на алтаре, мало что объясняла: "Я убиваю себя, чтобы пробудить дремлющую совесть". Последние высказывания несчастного были конкретней: он против позорного закона об однополых браках, пора избавляться от ядов, отравляющих наши души, пришло время встряхнуть одурманенное общество, которое позволяет разрушать интимные основы цивилизации. Само собой, картинки, как полицейские слезоточивым газом и дубинками разгоняют толпы протестующих против одиозного закона, я видел, но, повторяю: почему-то сигнал "Alarm!" - "Тревога!" во мне тогда еще не сработал.

    Не прошло и недели после выстрела в знаменитом соборе Франции, как звезданулся Каннский кинофестиваль: главную награду - "Золотую пальмовую ветвь" утонченные эксперты индустрии грез присудили фильму о лесбиянках - три часа подробного, крупным планом, предельно натуралистичного интима между пятнадцатилетней первокурсницей и студенткой-художницей. Получил свою долю восторгов и фильм из жизни геев. Конечно, можно легкомысленно, с усмешечкой и иронией отнестись к экзотичным пристрастиям властителей умов и законодателей вкусов, видели, как отреагировал на это Интернет? Там на снимке рядом с фаворитами жюри на красную ковровую дорожку фотошопом поставили козу, и подпись: "Петушиная песнь Каннского кинофестиваля. Что дальше? Любовь с братьями меньшими?" Но, если честно, не до шуток. Тем более что ближайшие перспективы уже вырисовываются. Шедевральную видюху у нас уже успели прикупить (позор отставать от Европы!) и вот-вот покажут любознательной публике: скандал явно заложен в бизнес-план. Еще бы! Вселенский хай - движок рекламы! Так что подсуетившиеся любители искусств не в накладе: и бабло рубанут, и народ подрастлевают. А Европа тем временем на полных парах летит дальше, в тартарары: под нежные поцелуйчики первых французских однополых брачующихся - жених с женихом, тетки с тетками - в Швеции, Дании и Швейцарии предлагается легализовать инцест. Параллельно вводятся понятия "инцестофобия" и "инцестофоб". Тех, кто осмеливается выразить неприязнь к узаконенному свальному греху, автоматом обвиняют в нетолерантности, физиологической аномальности, личностной ущербности. Особо упорных велено считать фашистами и противниками передовой европейской культуры. Бьюсь об заклад, ближайший Канн порадует киноманов новыми прорывами в запретное. Правда, вариантов для очередных откровений осталось не так уж и много: изысканная эпопея о потаенных желаниях папочки, воспылавшего к собственным дочкам и сынку; бабушка, конкретно резвящаяся с внуками...

    Господи, спаси и сохрани! Признаюсь, хоть я и атеист, но сейчас боюсь: раз мы все одурманены и дремотно молчим, не ровен час в происходящее вмешается Бог. И что уж это будет, Всемирный потоп, серный дождь, огненные реки, оставляющие после себя Мертвое море размером с Европу, или что еще, только Всевышнему и известно".

    Олег

    Комментарий

    И я Вас приветствую, Олег. Спасибо за неравнодушие. История уничтожения древних, некогда цветущих городов Содома и Гоморры, безусловно, поучительна. Хотя надо понимать, что это не история-катастрофа, смакующая жуткие подробности. Библия не зацикливается на ужасах истребления нечестивых селений. Сказано: "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли". Одно предложение, ни словом больше. Библия не запугивает. Поэтому леденящих душу подробностей действительно страшного события в ней нет.

    История исчезновения с лица земли сытых, в материальном плане благополучных городов - это и не история про преступный грех содомии. Который, как известно, приводит к губительным и необратимым последствиям: на месте центров разврата раскинулось Мертвое море, в котором по сию пору гибнет все живое. Гибнет уже почти четыре тысячи лет! Но, все же, библейская история Содома и Гоморры не про грех: Библия на грехе не фокусируется, специально его не разглядывает, отдельно не исследует, в греховные поступки принципиально не всматривается - опасно. Сказано: грех Содомский тяжел, вопль на эти города ко Господу велик - все. Следующий раз о грехе Содома упоминается, когда рассказывается о том, как вечером, "городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города", окружили дом праведника Лота и попросили его отдать им двух его гостей - Ангелов. "Вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их". Слово "познать" имеет в Библии вполне конкретный смысл. Но это слово единственное, описывающее содомский грех. Содомляне захотели познать двух гостей праведного Лота, вели себя агрессивно, попытались даже выломать дверь, за которой укрылись гости, но были поражены слепотой: все-таки настоящие Ангелы - это не беспомощные, чистые дети, настоящие Ангелы способны себя защитить. Содомиты были поражены слепотой, так что "измучились, искав выхода". Вот и все, что сказано в Книги Бытия про содомский грех - никакого натурализма в стиле фаворитов Канн. Один глагол, выражающий желание. И это не случайно. Библия не пугает, Библия не всматривается в грех, Библия предупреждает. Она формулирует фундаментальные законы духовной жизни. И это для нас главное.

    Истории истребления Содома и Гоморры предшествует разговор Господа с праведником Авраамом. И этому диалогу отводится значительное место. Сейчас поймем почему. Господь говорит праведнику, что "вопль Содомский и Гоморрский велик", "грех их тяжел", и Он хочет сойти и посмотреть, "точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне". Для этого Бог и посылает в Содом двух Ангелов. И тут Авраам, у которого в Содоме живет племянник с семьей - праведный Лот, жалея родственников, жалея город, спрашивает Господа: "Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что и с нечестивым]? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели ты погубишь и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников [если они находятся] в нем?", и добавляет: "Не может быть. Чтобы Ты поступил так... Судья всей земли поступит ли неправосудно?" И Господь обещает: "Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город]". Тогда Авраам продолжает спрашивать: "Может быть, до пятидесяти праведников недостает пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?" И Господь отвечает: "Не истреблю, если найду там сорок пять". Авраам продолжает говорить с Богом, все уменьшая число праведников, пока не доходит до десяти. И Господь обещает: "Не истреблю ради десяти", и на этом прекращает разговор. В Содоме не нашлось этих десяти праведников. Финал известен. Урок понятен. Судьбы мира пока еще в наших руках.

    Поделиться