06.06.2013 13:40
    Поделиться

    Постановщик балета Стравинского рассказал новосибирцам о зове крови

    Считанные дни остались до премьеры балета Игоря Стравинского "Весна священная". 11 и 12 июня новосибирцы смогут сами прочувствовать этот спектакль. Именно прочувствовать, а не увидеть или услышать. Только тогда постановщик балета Патрик де Бана, по его словам, будет абсолютно счастлив.

    Как признался сегодня на встрече с журналистами в Новосибирском театре оперы и балета один из ведущих танцовщиков трупп Мориса Бежара и Начо Дуато, а также проекта "Короли танца" де Бана, его секрет - в эмоциях и прошлом.

    - Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Зритель должен прочувствовать музыку, ритм Земли, шаги и движения танцоров. Музыку Стравинского нужно чувствовать сердцем, а не ушами, - говорит хореограф-постановщик. - Создание и постановка балета "Весна священная" Игоря Стравинского стали для меня путешествием в прошлое, к моим корням. Это зов крови, которая течет во мне, голос моих предков. Именно сила, чистая энергия и дикая первозданность музыки Стравинского сильно меня привлекают. Это происходит на уровне чувств.

    Будучи по рождению наполовину африканцем (а наполовину немцем), Патрик де Бана сделал главными персонажами спектакля близнецов Ибеджи, культ которым издавна справляет народ йоруба, проживающий в Нигерии. Близнецы в понимании йоруба - священный символ, который в разные времена трактовался с разных позиций. Вплоть до XIX века близнецов нередко убивали, считая их появление дурным предзнаменованием, но с позапрошлого века их почитают, а ученые активно изучают феномен уникального количества близнецов, рождающихся у йоруба. Патрик де Бана подчеркивает, что сюжет нового балета навеян его африканскими корнями.

    И неслучайно в ходе беседы речь зашла о великом русском поэте Александре Пушкине, день рождения которого сегодня отмечают в России.

    - Да, я знаю, что величайший поэт и писатель тоже имеет африканские корни. Я всегда мечтал поставить что-нибудь пушкинское. Он мой герой, каждое его произведение прочувствовано до глубины души. В Нигерии, знаю, есть большой памятник Пушкину, - рассказал де Бана.

    Прибыв в Новосибирск по приглашению художественного руководителя балета НГАТОиБ и Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Игоря Зеленского, Патрик де Бана, поработав с новосибирской труппой, не прочь поставить с ней еще что-нибудь из собственного репертуара.

    - Лучше места для работы, чем Сибирь, не найти. Она сильная и духовно насыщенная. В современном мире мало таких мест. Те же эмоции я чувствую, общаясь с танцорами. Новосибирцы увидят свою труппу с другой стороны. Мы будто вместе посадили дерево, и оно растет и расцветает, - говорит Патрик.

    В Новосибирске над спектаклем также работают художник-постановщик спектакля Ален Лагард, известный французский сценограф, художник по костюмам Штефани Боэрли (Германия) и художник по свету Джеймс Анго (Франция). Они не раз ставили вместе с Патриком де Бана спектакли, в том числе осуществили мировые премьеры его балетов в Токио, Вене и других культурных столицах мира. Литературным консультантом постановки стал Жан Франсуа Вазель, соавтор многих балетов де Бана и некоторых европейских хореографов.

    Справка "РГ"

    Премьера балета "Весна священная" русского композитора Игоря Стравинского состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов - Николай Рерих, хореограф - Вацлав Нижинский, импресарио - Сергей Дягилев. Сто лет назад публика, пришедшая в театр, кричала и задыхалась от возмущения, еще не понимая, что перед ними не авангардная "пощечина общественному вкусу", а совершенно новое, уникальное явление. Эту премьеру даже называли второй французской революцией. Атмосфера сакральной архаики еще никогда не демонстрировалась на сцене с такой вызывающей точностью. За почти вековую историю "Весна священная" была по-разному осмыслена хореографами, от ультраавангардных трактовок до восстановления версии Нижинского-Рериха.

    Поделиться