06.06.2013 11:49
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему в Красноярском крае без вести пропадают люди

    Найти пропавших без вести жителей города бывает сложно из-за равнодушия окружающих
    Только за четыре месяца этого года в Красноярском крае был объявлен в розыск 631 человек. 589 из них нашли, о судьбе еще 42 пока ничего не известно.

    Поманили огни города

    Больше всего хлопот полицейским доставляют ушедшие из дома подростки. В этом году регион лихорадило уже дважды. В первый раз в марте, когда в Кодинске пропала 12-летняя Севара Абдуллаева. Волонтеры, охранники, полиция искали девочку больше суток, следственный комитет даже возбудил уголовное дело по статье "Убийство". В конце концов, подросток нашелся в Красноярске, за 800 километров от родного дома. Как выяснилось, ребенку показалась скучной жизнь провинциального Кодинска и она отправилась в краевой центр, посмотреть на "огни большого города".

    Второй случай произошел меньше месяца назад: пропала 14-летняя красноярка Мария Рузиева. Ее искали всем городом почти месяц, а она все это время, решив "примерить" на себя супружескую жизнь, находилась на съемной квартире со своим молодым человеком.

    - Такое становится возможным из-за недостаточного контроля со стороны родителей, - комментирует начальник отделения организации подразделения по делам несовершеннолетних регионального МВД Наталья Шапруто. - Мамы и папы не знают круг общения своих детей, практически не контролируют общение в социальных сетях, а значит, не могут вовремя принять меры в экстренных случаях.

    Когда друзья молчат

    В прошлом году история с исчезнувшим ребенком закончилась намного трагичнее. Восьмилетнего Ильяза Давлетмуратова, пропавшего в конце апреля 2012 года, искали всем городом. Тело нашли на красноярском пустыре - с множественными ножевыми ранениями. Его убийцу, 15-летнего подростка, на прошлой неделе осудили на 9,5 лет. На суде он пояснил: мол, приглянулся ноутбук Ильяза, вот и пришлось убить мальчишку, чтобы забрать вещь себе…

    - Пропавшие дети - самая сложная категория, - говорит замначальника отдела организации розыска УУР ГУ МВД России по Красноярскому краю Леонид Васильев. - Как бы то ни было, взрослый человек в состоянии позаботиться о себе сам. Ребенок - нет. Искать их всегда очень тяжело, хотя бы потому, что друзья несовершеннолетних очень неохотно идут на контакт с полицией. Молчат, даже если знают правду - куда и зачем ушел подросток. Мы, конечно, в итоге все выясним, но драгоценное время безвозвратно уходит.

    Избил и забыл

    Вообще, как говорят полицейские, чтобы работать со свидетелями и родными пропавших, нужно быть незаурядным психологом.

    - Мы почти всегда действуем в условиях неочевидности, не зная многих обстоятельств, кроме одного: был человек - и вот он пропал, - рассказывает Леонид Васильев. - Ответ на вопрос "Что случилось?" собираем по кусочкам, и родные пропавших далеко не всегда бывают с нами откровенны. Многие не договаривают, не хотят "выносить сор из избы", а полиции из-за этого приходится распылять силы и терять время.

    Особенно, по словам розыскников, этим грешат мужья, поколачивающие свою вторую половину. Не выдержит женщина, уйдет из дома, супруг бежит в полицию: "Жена пропала!" А о том, что довел ее до ухода рукоприкладством, молчит. Полиция безрезультатно обзванивает больницы и морги, опрашивает соседей, женщина же тем временем залечивает синяки и шишки у подруги или родственников. Которые, кстати, вовсе не рвутся сообщать о беглянке в органы, опасаясь мести разъяренного "укрывательством" мужа.

    Охота к перемене мест

    Как говорит Васильев, добавляют головной боли оперативникам и так называемые "бегунки", в основном это, конечно, несовершеннолетние, причем некоторые убегают из дома по нескольку раз в год:

    - Помню, был у нас такой подросток, Андрей, с непреодолимой тягой к путешествиям. Убегал из дома с шести лет, его знали все линейные отделения милиции от Красноярска до Новосибирска. Обычно садился в поезд и рассказывал жалостную историю про то, что едет к маме. Мы его каждый год по шесть-семь раз домой возвращали, однажды даже до Крыма добраться сумел. Еще был один "бегунок", тот вообще пол-Европы объездил, только из Польши его два раза экстрадировали, про Украину с Белоруссией вообще молчу.

    Правда, случается, ищут "лучшей жизни" и вполне благополучные взрослые люди. В полиции вспоминают случай, когда за несколько дней до защиты диплома пропали два студента одного из престижных красноярских вузов. Оба из преуспевающих семей. Родители буквально перевернули весь город - безрезультатно. Молодых людей нашли только через полгода, во Владивостоке: они работали на стройке, жили в вагончике и были полностью довольны своей жизнью, без учебы и семейной опеки.

    Алгоритм поисков

    Обычно поиск пропавшего человека начинается с заявления о его исчезновении. Такое заявление может подать кто угодно: близкий родственник, друг и даже сосед, обеспокоенный, что бабушка из квартиры напротив вот уже две недели не дает о себе знать. И совершенно необязательно выжидать "положенные" три дня с момента исчезновения. Если человек не вернулся домой в обычное время и есть вероятность, что с ним что-то произошло, надо идти в полицию немедленно.

    После этого начинаются, говоря языком оперативников, поисковые мероприятия. Иногда пропавший находится почти сразу, а если нет, то при необходимости в течение десяти дней с момента подачи заявления полиция заводит розыскное дело, уже для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Если же у органов появляются подозрения, что человек исчез в связи с криминальными обстоятельствами, следственным комитетом возбуждается уголовное дело.

    На чьей-то совести

    Как утверждают в полиции, количество пропавших и нашедшихся людей практически всегда совпадает. Правда, не всех находят живыми. Так, был случай, когда в Красноярске необъяснимым образом исчез мужчина, выбежавший из подъезда к соседнему павильону за спиртным во время вечеринки. Выскочил буквально на пять минут, в тапочках и тренировочных штанах и - пропал.

    - Останки мы нашли только через шесть месяцев, на Кузнецовском плато. Экспертиза подтвердила - да, он. Но как мужчина там оказался, что с ним произошло - этого, боюсь, мы уже никогда не узнаем, - признаются полицейские.

    В уголовном розыске говорят: зачастую такие случаи "необъяснимых" исчезновений - на совести самих горожан. Тех, кто видел, что человека против его воли сажают в машину, или куда-то уводят, но остался равнодушным. Не позвонил в полицию, не сообщил о своих подозрениях, сделал вид, что это чужая беда.

    - Еще очень коробит, когда спрашивают: сколько стоит найти человека, - замечает Леонид Васильев. - Всегда в таких случаях отвечаю: если вам нужен прейскурант, идите в частный сыск. Я в деньгах человеческую жизнь не оцениваю…

    Прямая речь

    Оксана Василишина, руководитель волонтерской организации "Поиск пропавших детей. Красноярск":

    - Наша организация официально существует уже год, мы входим в ассоциацию волонтеров Москвы. Ищем не только детей, но и взрослых - в тех случаях, если в исчезновении возможна криминальная подоплека. Считаю, мы приносим большую помощь, ведь у полиции зачастую не хватает людей, чтобы опросить свидетелей, прочесать местность, да те же листовки расклеить. Сейчас в организации насчитывается около 100 волонтеров, на каждый случай исчезновения выезжают одновременно 20-30 человек.

    Поделиться