Отрубить по частям
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) почти закрыт. По крайней мере, на словах. На недавнем Всероссийском форуме работников лесной отрасли вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил, что закрытие БЦБК - "это сложный процесс, но в течение нескольких лет его возможно осуществить". Впрочем, правительственного постановления, фиксирующего это решение, пока в Иркутске не видели.
Поэтому такую возможность, скорее держат в уме, говоря об очистке территории БЦБК от промышленного загрязнения, о мероприятиях по защите Байкала и развитии туризма на данной территории, о поддержке моногорода Байкальска. Пока же БЦБК продолжает работать в разомкнутом цикле, медленно, но верно убивая озеро.
Последняя масштабная проверка Западно-Байкальской природоохранной межрайонной прокуратуры выявила превышение ПДК загрязняющих веществ по восемнадцати пунктам. В частности, по фенолам - в тринадцать раз, по хлоридам - в 26-33, по сульфатам - в 25 раз.
Тут, впрочем, стоит заметить, что, по мнению директора лимнологического института СО РАМН Михаила Грачева, значения ПДК для Байкала "взяты с потолка" (расчеты, которые делали иркутские ученые для Росприроднадзора, давали менее жесткие нормы). Но как не рассчитывай концентрации, вред все равно ощутимый. Каким образом власти собираются спасать Байкал?
Главные надежды возлагаются на принятую целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы", по которой запланировано израсходовать более 58 миллиардов рублей. В том числе около трех миллиардов на ликвидацию отходов БЦБК.
Правда, пока из этой суммы на очистку территории вокруг БЦБК не потрачено ни копейки: первый конкурс на право проведения инженерных изысканий и разработку проектной документации по ликвидации отходов комбината минприроды и экологии РФ объявило еще в сентябре прошлого года, но ФАС посчитала конкурс недостаточно открытым и аннулировало его итоги. Повторный конкурс ведомство объявило 6 мая. Начальная цена контракта - 138,9 миллиона рублей, сроки выполнения - от 195 до 260 календарных дней.
Между тем, помимо БЦБК, на Байкале есть масса нерешенных проблем, например - сброс в озеро неочищенных канализационных стоков с сотен туристических судов типа "Ярославец". Воды в портах, на стоянках, особенно на мелководных участках, бывают серьезно загрязнены. А предложение наладить систематический сбор сланцевых вод специализированной баржей "Самотлор" исключили из программы охраны озера Байкал, поскольку судно принадлежит министерству транспорта России, а не муниципалитетам, которые являются конечными получателями средств по программе.
Кроме того, огромной проблемой остается мусор на побережье Байкала. Служб, которые бы на регулярной основе собирали и вывозили его, нет. Куда девать отходы - тоже непонятно, сжигать в центральной экологической зоне нельзя, полигон ТБО Имел-Кутул в Ольхонском районе построен, но мусор со стихийных свалок вывозили аж в Ангарский район, поскольку, по мнению губернатора, полигонов вокруг Байкала "в принципе быть не должно". Значит, нужно строить мусороперерабатывающие заводы. Так одна проблема неминуемо тянет за собой ворох других.
Поставили на паузу
Строительство газопровода "Алтай" через плато Укок стало самым бурно обсуждаемым в Сибири проектом за последние годы. Против него неоднократно выступали ученые, общественные организации, коренное население Республики Алтай. Напомним, что в 1998 году Укок был включен в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, ту часть плато, где расположены древние курганы, Госсобрание Республики Алтай объявило "зоной покоя". Многие ученые предупреждали: нельзя трогать хрупкую экосистему плато, представляющую собой естественный природный "холодильник". В противном случае могут произойти непоправимые климатические изменения, которые затронут не только Большой Алтай.
- Процесс деградации вечной мерзлоты угрожает безопасности проектируемых транспорт-ных коридоров на Алтае (дороги и газопроводы), повышает риски катастрофических явлений (оползни и сели). Сокращение горного оледенения грозит нарушением и истощением водного стока. Региональные стратегии развития территорий различных государств, расположенных в Алтайском регионе, должны иметь согласованный интеграционный характер и включать не только компоненты социально-экономического и экологического развития, но и учитывать сценарии глобальных (климатических) изменений в долгосрочном контексте. Планы развития должны базироваться на принципах адаптируемости различных сфер жизни, экономики и экологии к меняющимся условиям среды, - убеждена эксперт Международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" Ирина Ротанова.
К тому же идея проложить газовую магистраль через Укок, по мнению экологов, противоречила международному и российскому законодательству. И вот недавно стало известно: "Газпром" отложил работы по строительству газопровода "Алтай" на неопределенный срок.
"До настоящего времени инвестиционное решение "Газпрома" по строительству газопровода "Алтай" не принято. По состоянию на 30 апреля текущего года проектные работы по объекту "Магистральный газопровод "Алтай" приостановлены. Выделение средств на дальнейшее проектирование в период 2014-2015 годов не предусмотрено. Разработка проектной документации на данный участок газопровода, включая разделы оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую, среду не ведется", - утверждается в письме зампредседателя правления "Газпрома" Валерия Голубева, адресованном минприроды и экологии РФ. В документе также отмечается, что "проведение работ по проекту "Алтай" последними договоренностями с китайской стороной не предусматривается".
Ученые и общественники "двух Алтаев" положительно оценили решение газовиков по газопроводу. С удовлетворением восприняли это событие и во Всемирном фонде дикой природы.
- Мы рассматриваем позитивную новость от "Газпрома" не только как решение мирового уровня по сохранению наиболее уникальных природных комплексов, каковым является плато Укок, но и как реальный вклад в повышение конкурентоспособности российского газа. Ведь снижение репутационных и эколого-экономических рисков корпорации крайне важно в современных условиях, когда борьба за рынки сбыта природного газа становится все более острой в мире, - заявил координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.
Угольная пыль в наследство
Промышленные отходы, образующиеся в Кузбассе ежегодно, уже превышают два миллиарда тонн - половину объема, накапливаемого всей страной. По большей части, это вскрышные породы, громоздящиеся в виде отвалов. Доля нарушенных земель в Кемеровской области превышает российские показатели в десять раз. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу достигают 800 тысяч тонн в год.
Ученые и экологи давно и упорно твердят: еще до получения лицензии на угледобычу собственники предприятий должны проводить комплексный экологический мониторинг на территории, где расположено месторождение. И продолжать отслеживать ситуацию дальше - как в процессе работ, так и при их завершении. Кстати, теперь к этому, вроде бы, обязывает закон.
- Но лишь отдельные предприятия Кузбасса сегодня серьезно работают над уменьшением собственного негативного воздействия на окружающую среду, - подчеркивает заведующий лабораторией Института вычислительных технологий СО РАН Евгений Счастливцев. - Подавляющее же большинство старается спрятать свои экологические огрехи.
По словам директора новокузнецкого экологического агентства Елены Перфильевой, сегодня почти все горнорудные предприятия проводят экологические исследования в минимальном объеме и лишь в целях IPO (когда хотят получить денежную оценку экологических рисков перед размещением публичных акций или сделкой купли-продажи).
В идеале комплексный мониторинг должен включать не только наблюдение за состоянием окружающей среды и уровнем ее загрязнения, но и своевременную оценку последствий антропогенного воздействия на всю экосистему, а также анализ эффективности природоохранных мероприятий.
Реальный шаг в этом направлении сделали ученые, полтора года назад по заказу собственника угольного разреза "Бунгурский Южный" начавшие комплексное исследование экологического состояния окрестностей предприятия. В результате была разработана открытая интегрированная информационно-вычислительная система динамической оценки состояния природной среды, которую в перспективе предполагается распространить на весь регион и сделать общедоступной.