Два года назад дама прекрасная во всех отношениях по имени Марина Смирнова решила провести в Санкт-Петербурге конкурс юных чтецов "Живая классика", чтобы ученики шестых классов прочитали наизусть произведения русской литературы.
Смысл фразы понятен? Пока все, и ваш покорный слуга в том числе, ноют: мол, с образованием беда, дети не хотят книжки читать... бла-бла-бла... Марина Смирнова с немногочисленной, но очаровательной группой помощников решила провести такой конкурс.
И вы знаете, чего оказалось? Оказалось, что шестиклассники очень хотят читать прозу вслух! Те самые дети, про которых мы знаем, что они все больше у компьютера прозябают, захотели читать прозу наизусть. В первый год участвовало 20 тысяч из семи городов. Вполне себе цифры ничего, правда?
Во второй - внимание! барабанная дробь! - количество увеличилось ровно в 100 (!!!) раз и достигло 2 миллионов шестиклассников, охватив все 83 региона Российской Федерации. В этом году наряду с российским прошел и Международный конкурс, в котором приняли участие юные жители 10 стран.
Мне выпала, говорю без иронии, большая честь быть членом жюри этого конкурса. Должен сказать, что на меня это произвело очень сильное впечатление.
Вместе с ангелами, которые не уходили (не улетали?) со сцены, вечер вел знаменитый актер и чудесный, к слову сказать, писатель Вениамин Смехов. Представьте себе: вам двенадцать лет, вы находитесь в Москве, и на сцену вас приглашает Вениамин Смехов. Представили? Значит у вас - хорошая фантазия. Мне такое представить сложно.
И дальше ты выходишь на сцену. Тебе - двенадцать лет. Ты - школьник. Перед тобой - полный зал народа и жюри, в котором сидят знакомые тебе лица. И ты должен наизусть прочитать прозу. И не просто так оттараторить, а продекламировать лучше всех. Я бы в двенадцать лет как вышел - так бы и умер. А они нет.
И если теперь кто-нибудь будет мне говорить, что у нас, мол, плохая молодежь подрастает - я сразу буду отправлять на конкурс "Живая классика".
Выходят со вкусом одетые дети с замечательными лицами и старательно читают. Кто-то лучше, а кто-то хуже. Кто-то изображает из себя актера и декламирует с хорошо выверенными паузами, кто-то словно рассказывает сидящему за соседней партой другу. Кто-то нравится больше строгому жюри, кто-то меньше - конкурс, он конкурс и есть. Но стараются все! Должен сказать, что вообще-то не вдруг у нас найдешь 21 человека, а именно столько вышли в финал Международного конкурса, которые бы собрались в одном месте и работали не лишь бы как, а старательно.
Что читают? Всё читают. Честно говоря, когда я узнал, что дети не имеют права исполнять произведения из школьной программы, - расстроился: в школьной программе - хорошие книжки. Теперь понимаю: как говорится, погорячился, был не прав. Кого только ни читают шестиклассники! Тут тебе и Улицкая, и Зощенко, Бестужев-Марлинский и Шолохов, Чехов и Чарская, О`Генри и Айтматов, Салтыков-Щедрин и Гюго...
А популярней всех догадайтесь - кто? Виктор Драгунский! Когда мне было двенадцать лет, это был мой самый любимый писатель. С тех пор прошло немало лет, я стал седым дяденькой, заседающим в жюри, а "Денискины рассказы" как были самыми любимыми, так и остались! Страна изменилась, исчезли дефицит и пионеры, появились гаджеты, а лучше Виктора Драгунского так и нет.
Конкурс производит впечатление мощное и значимое. Надо ли много говорить о том, сколь важно, что в девяти странах, где русский язык является иностранным, дети читают русскую классику и участвуют в конкурсе?
Мне кажется, не надо. А сказать необходимо вот что: конкурс, в котором участвуют 2 миллиона детей, провела Марина Смирнова со товарищи. Помогло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, за что им - огромное спасибо, без них ничего бы не вышло.
Шестиклассники читают наизусть русскую литературу. Где у нас тут Министерство культуры и Министерство образования? Нетути. Министерство культуры решает, кому и как надо кино заниматься. А Министерство образования занято еще более важным делом: доказывает всей стране не только неизбежность, но и необходимость ЕГЭ. До детей ли?
Я смотрел, как Марина Смирнова бегает по театру, из последних сил стараясь всем улыбаться и не показывать, сколько у нее проблем и как она устала, и думал: не хватает вам героя нашего времени? Вот, пожалуйста, получите. Молодая красивая женщина отрывает детей от попкорна с компьютером, чтобы те книжки почитали, носится в поисках спонсоров, оббивает пороги государственных учреждений... Ни славы за это, ни денег - только смысл. Работа у нее такая осмысленная...
Конкурс "Живая классика" - это то, чем нам надо гордиться. Радоваться, что сегодня, в эпоху компьютеров и ЕГЭ, у нас такое есть. Чтобы конкурс стал поистине всенародным событием, есть буквально все, кроме серьезной помощи государства и других заинтересованных лиц.
Почему, черт побери, мы не хотим гордиться тем, чем гордиться и можно и нужно. Правда, не понимаю...