git
    09.06.2013 23:30
    Рубрика:
    Тьерри Мариани: Франко-российское сотрудничество протекает наилучшим образом
    Необходимо создать климат доверия между россиянами и французами
    В этом году Ассоциация "Франко-российский диалог" отмечает 10-летний юбилей. Она возникла для расширения и углубления контактов между гражданскими обществами двух стран. О том, чем сейчас занимается ассоциация, "Российской газете" рассказал сопредседатель "Франко-российского диалога" Тьерри Мариани.

    Наша ассоциация решает много вопросов, но сверхзадачей является создание климата доверия между россиянами и французами в самых разнообразных сферах. Естественно, мы стараемся не дублировать работу тех структур, которые уже существуют и отлично функционируют. К примеру, Франко-российской торгово-промышленной палаты, вносящей значительный вклад в укрепление двустороннего экономического сотрудничества. Но вот по линии гражданского общества связи недостаточно развиты, и здесь перед нами открывается обширное поле деятельности. Что я имею в виду? Контакты между разнообразными общественными организациями, политическими партиями, народными избранниками разных уровней, городами, регионами. То есть речь идет о неформальном человеческом общении, которое позволяет россиянам и французам лучше узнавать друг друга, что в конечном результате создает благотворную базу для самых разнообразных взаимоотношений между нашими странами.

    Именно в этом направлении и работает наша ассоциация. Громких и лестных оценок, которые порой звучат на франко-российских форумах, объяснений в любви, на мой взгляд, недостаточно. Как часто говорят, необходимо, чтобы это чувство подтверждалось делами.

    И в этом плане надо отдать должное посольствам России в Париже и Франции - в Москве. Они действительно прилагают большие усилия, чтобы благие намерения превращались в конкретные шаги.

    Если говорить о конкретных примерах, какие акции в последнее время были реализованы вашей ассоциацией?

    Я бы сравнил нашу работу с полотнами импрессионистов, на которых великое множество мазков краски создает общую впечатляющую картину. Назову лишь некоторые. Мы провели конференцию по вопросам формирования транспортного пространства между Россией и Европой, презентовали в Париже туристические возможности Бурятии, озера Байкал, уникального маршрута Кругобайкальской железной дороги. При поддержке ассоциации во Франции прошли гастроли Юрия Башмета, отметили 30-летний юбилей полета в космос совместного франко-российского экипажа. Благодаря всем этим мероприятиям стали возможны встречи между сотнями и тысячами граждан наших стран.

    И среди них, насколько мне известно, немало молодежи...

    Вы правильно отметили этот нацеленный на молодежь аспект нашей деятельности. В частности, речь идет о студентах. Мы помогли установить связи между Санкт-Петербургским госуниверситетом и Парижским технологическим институтом, а также между Ростовским университетом путей сообщения и Университетом города Мэн. Диалог также поддержал идею проведения европейского молодежного форума с активным участием российских и французских организаций, который должен состояться в августе этого года под Страсбургом.

    Многие инициативы ассоциации так или иначе связаны с транспортной тематикой. Это и понятно: в прежнем французском правительстве вы были министром транспорта, а ваш коллега по руководству этой организацией - Владимир Якунин.

    Франко-российское сотрудничество в этой области протекает наилучшим образом. Отличные связи налажены между РЖД и французскими железнодорожниками. Российская компания "Трансмашхолдинг" совместно с группой "Альстом" реализует промышленные проекты по разработке и выпуску передового тягового подвижного состава. Российская компания "Уралвагонзавод", в свою очередь, приобрела на севере Франции литейный завод "Sambre et Meuse".

    Что касается авиации, то, помимо "Эйр Франс" и "Аэрофлот", которые успешно сотрудничают в рамках альянса "Скайтим", с лета прошлого года установлены партнерские связи между российской авиакомпанией "Трансаэро" и французской "Эгль Азюр". Благодаря этому на рынке воздушных перевозок между нашими странами появился элемент состязательности, что призвано в конечном итоге снизить тарифы на авиабилеты.

    Господин Мариани, вы известный политик, и ваш депутатский стаж измеряется двумя десятилетиями. Как вы могли бы охарактеризовать климат отношений между Москвой и Парижем после того, как во Франции к власти пришли социалисты?

    Французские левые, на мой взгляд, недостаточно хорошо, по крайней мере, до недавнего времени, знали Россию. Их представление о вашей стране по ряду пунктов формировалось под влиянием некоторых неправительственных организаций (НПО), которые представляют Россию, и то, что там происходит, в искаженном виде.

    Что касается межгосударственных отношений, то они, несомненно, крайне важны для двух стран. Именно под этим углом зрения стоит рассматривать визит Франсуа Олланда в Москву в конце февраля этого года, его переговоры с Владимиром Путиным. Я лично надеюсь на то, что нынешний президент отдаст предпочтение непосредственному диалогу с Россией. Конечно, Франция является частью Евросоюза, но на политическом и дипломатическом уровнях эффект этого объединения незначителен. Тем более если учесть, что на политику ЕС по отношению к России негативно влияет оставшийся с прежних времен настрой ряда восточноевропейских стран, которые относительно недавно вступили в ЕС. Поэтому я больше верю в прямые двусторонние связи между Францией и Россией.

    И все-таки в Европе и в России в условиях, когда в мире меняется расклад сил, возникают новые мощные полюса притяжения: необходимо идти навстречу друг другу. Не окажется ли Европа в проигрыше, если не решится на большую открытость по отношению к Москве, большую готовность к сотрудничеству?

    Я убежден, что для Европы самое активное сближение с Россией - это необходимость. Это не значит, что они должны слиться в единое целое. Европа - союз государств, объединенных вполне конкретными интересами. Россия, учитывая размеры, историю, народности ее населяющие, также представляет собой крупную общность, вес которой становится еще более значительным после того, как совместно с Казахстаном и Беларусью был инициирован процесс евразийской экономической интеграции. У ЕС свои регламенты, законы, знаменитые директивы. У России собственное законодательство. Если сближение, как некоторые считают в Европе, должно заключаться в навязывании Москве правил ЕС, то, на мой взгляд, это неправильный, тупиковый путь. Надо уважать традиции и порядки другой стороны, учитывать их, выстраивая отношения. К сожалению, как мне представляется, некоторые чиновники в Брюсселе этого не понимают и хотят, чтобы Москва приняла их правила игры.

    Одной из больных тем во взаимоотношениях с Западом, по крайней мере, для россиян, вот уже многие годы остается визовая проблема.

    Ситуацию в этом вопросе я бы назвал абсолютно несуразной. Для чего существует визовый режим? В основном для того, чтобы сдерживать наплыв мигрантов. Получается так, что гражданам Албании визы для поездок в пределах Шенгенского пространства не требуются. А вот россиянам визы нужны, хотя все прекрасно знают, что никакой миграционной опасности они не представляют. Наоборот, Россия обладает большим туристическим потенциалом, что нельзя сказать о другой упомянутой мной стране. Что происходит с визами? Ряд стран - членов ЕС блокирует их отмену для россиян. Позиция Франции, которую, кстати, ранее обозначил Николя Саркози, а Франсуа Олланд подтвердил, сводится к тому, что визы не нужны. Чем раньше Европа их отменит, тем будет лучше для всех.