Впервые в истории Московского региона выбирать мэра столицы и губернатора области жители будут одновременно - в единый день голосования 8 сентября. Но если Андрей Воробьев фактически включился в предвыборную гонку с апреля и уже успешно прошел пять туров внутрипартийных выборов (завершающий праймериз состоится в конце этой недели в Подольске, а официально представить своего кандидата региональное отделение "Единой России" обещает 19 июня), то Сергей Собянин подал прошение об отставке внезапно. Москве придется проводить выборы в форс-мажорных обстоятельствах.
Кому из них будет легче избираться? Возможны ли вторые туры? И как будут развиваться отношения между Москвой и областью после совместных выборов? На эти вопросы "РГ" попросила ответить экспертов-политологов.
Алексей Чадаев, руководитель аналитического центра "Московский регион":
- И в Москве, и в области второй тур выборов маловероятен. У Воробьева нет серьезных соперников на подмосковном горизонте, а Собянин сыграл на опережение, и многие его оппоненты, которые готовились к выборам в 2015 году, просто не успеют подготовиться. Единственный минус - избирательную кампанию Собянину придется частично вести на территории Подмосковья, где летом сидит на грядках его целевой электорат. Поэтому задавать настроение общему ходу кампании будет именно Подмосковье. Но зато в процессе совместных выборов может возникнуть некий интерфейс устойчивого оперативного взаимодействия между органами власти города и области, который позволит решать проблемы Московского региона не только на уровне личных договоренностей между Собяниным и Воробьевым, как это происходит сейчас, но и на уровне аппаратов обоих субъектов.
Михаил Виноградов, президент фонда "Петербургская политика":
- В Подмосковье логика выборов понятна. Есть вероятность, что ближайшим конкурентом Воробьева станет кто-то от "Альянса зеленых", но у любого соперника могут возникнуть препятствия с прохождением муниципального фильтра. Сценарий избирательной кампании в Москве пока не ясен. Во многом он зависит от появления кандидатов. Если они будут конкурентными, выборная кампания получится яркой и заметной.
После выборов отношения Москвы и Подмосковья будут развиваться по нарастающей. Тем не менее какие-то проблемные вопросы останутся неразрешимыми в силу того, что регионы находятся в принципиально разных стартовых условиях.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Оппозиция проявит большую активность в Москве, но второго тура выборов мы не прогнозируем. Жители Московского региона традиционно более других политизированы и критически настроены по отношению к власти, но ни Собянин, ни Воробьев не вызывают резкого отторжения даже у оппозиционно настроенных людей. Поэтому не будет консолидированного голосования по принципу "лишь бы против", а только такой сценарий мог бы привести ко второму туру.
И Сергей Собянин, и Андрей Воробьев являются управленцами прагматического склада. Поэтому после выборов речь пойдет о скоординированном развитии Московского региона. Хорошо, если оба руководителя поставят на первое место сквозное стратегическое планирование развития обоих регионов - координацию градостроительных планов, каких-то общих элементов соцэкономразвития. Де-факто Московский регион - единая агломерация, и сквозное планирование ему просто необходимо.
Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики:
- Сергей Собянин работает мэром 2,5 года, у него сложилась понятная репутация и уже есть результаты работы: активное дорожное строительство, благоустройство дворов. Москвичи успели привыкнуть к Собянину-мэру и, как показывают опросы, большинство склоняются к тому, чтобы он оставался на этом посту. У Андрея Воробьева срок работы значительно меньше, но он хорошо вошел в проблематику региона, предложил долгосрочную программу развития области, принял меры по остановке бесконтрольного многоэтажного строительства. Электорат относится к Воробьеву как к перспективному политику, которого пока, что называется, не надо судить строго.
После выборов уровень взаимодействия и координации между Москвой и областью существенно возрастет. У субъектов много совместных проблем - инфраструктурных, экологических, миграционных, и легитимность не назначенных президентом, а избранных прямым голосованием населения руководителей, во многом развяжет им руки в предложении самых радикальных и амбициозных решений. Не удивлюсь, если после выборов появится общий межправительственный орган, который в отличие от существующей сегодня объединенной коллегии Москвы и Подмосковья будет работать не просто в совещательном режиме, а предварять выработку совместных нормативных инициатив.