Каждый пятый выпускник занимался с репетиторами при подготовке к ЕГЭ

В России заканчивается кампания по сдаче Единого госэкзамена. Эксперты предметных комиссий подсчитывают "очки", сотрудники Рособрнадзора выясняют, сколько же заданий ушло в Интернет, сами выпускники в нетерпеливом ожидании: какую сумму баллов они смогут заявить в приемную комиссию вуза.

Родители тоже ждут результатов ЕГЭ, а заодно подводят баланс прощания со школой. Многим пришлось здорово раскошелиться. Речь идет не о взятках и купленных ответах к заданиям. Готовые ответы в Интернете распространялись совершенно бесплатно. Разбираться с этим - дело прокуратуры. Но платить пришлось как раз тем, чьи дети сдавали сами и честно. Для полноценной подготовки им пришлось нанять репетитора.

По данным федеральной сети образовательных центров "Юниум", 26 процентов выпускников школ из крупных городов готовились к предстоящим экзаменам на индивидуальных занятиях с преподавателем. В целом по стране цифра, наверное, поменьше. Но из 750 тысяч одиннадцатиклассников по крайней мере каждый пятый вынужден был ликвидировать пробелы в знаниях с репетитором.

- По-хорошему, с репетитором надо заниматься с начала учебного года, каждую неделю по два-четыре часа, - говорит преподаватель математики Владислав Вуль. - Самые эффективные занятия - индивидуальные или в парах. Они позволяют намного быстрее найти бреши в знаниях учеников и их устранить.

Откуда остались эти бреши? Школьные учителя валят на нерадивых учеников. Мол, когда весь класс это проходил, конкретные Петя и ли Маша занимались каким-то своими делами.

Репетиторы не склонны все валить на невнимательность школьников. По их мнению, у учителей намного больше способов мотивировать ребят на работу, чем во время домашнего задания. Но, в любом случае, за занятия с репетитором платят родители.

Во что обошлась родителям "ликвидация брешей" в школьном образовании отпрысков? В Москве средняя часовая ставка репетитора - 941 рубль. Но это за академический час. То есть одно нормальное занятие в 90 минут обойдется уже в 1800 рублей. За неделю - 3600 рублей. Между Новым годом и ЕГЭ укладывается 18 учебных недель. Полная стоимость экспресс-курса по одному предмету - почти 65 тысяч рублей. Практически половина от годового подушевого финансирования, которое получает столичная школа на все образование каждого старшеклассника!

Для сравнения - год занятий в частной школе обходится в Москве от 200 тысяч до 1 миллиона рублей в год. То есть у родителей всегда есть выбор: или оставить ребенка в обычной школе, но нанять репетиторов по трем предметам на полгода перед ЕГЭ, или отдать его в частную школу. Считается, что там на уроках дают достаточно знаний для успешной сдачи экзамена. Да и общее развитие будет посильнее.

В регионах ставки ниже. Средний показатель по России - 343 рубля в час, то есть примерно 25 тысяч рублей за весь курс занятий. Цены рознятся. В Петербурге большинство репетиторов соглашаются работать за 650 рублей в час, в Екатеринбурге - за 430. Из крупных городов самыми бюджетными расценками могут похвастать Барнаул и Белгород - академический час там стоит 305-310 рублей. Но суммы все равно набегают очень значительные.

В итоге даже начинающие частные преподаватели, у которых всего по несколько учеников, зарабатывают минимум 55 тысяч рублей в месяц. Доход аксакалов репетиторства может быть в несколько раз выше.

За что платим?

Получается нелепая ситуация. С одной стороны, государство тратит огромные деньги на модернизацию школ, повышает зарплаты учителям, закупает технику, всячески улучшает и модернизирует учебный процесс. А с другой стороны, образовательные учреждения по-прежнему не в состоянии качественно подготовить большинство учеников.

В этом году ЕГЭ сдают 860 тысяч человек: к одиннадцатиклассникам добавились еще 110 тысяч выпускников прошлых лет. Их ждут чуть больше 416 тысяч бюджетных мест в вузах страны. Понятно, что не все выпускники будут поступать в университеты. Так что общий конкурс получится где-то полтора человека на место. Чтобы преуспеть в нем, нужны приличные результаты минимум по трем предметам.

Сделать это можно двумя способами: или выучить, или списать. Первый способ честный, затратный и совершенно не гарантирует успех - в день экзамена можно просто переволноваться и наляпать нелепых ошибок. Второй - чистое мошенничество, зато он и надежней, и выгодней. Ответы на ЕГЭ лежали в этом году в Интернете практически в свободном доступе - надо было только зарегистрироваться в нужных группах социальных сетей. За разные прегрешения организаторы госэкзамена в этом году наказали около сотни участников. То есть примерно 1 из 1000. Остальным 999 абитуриентам были гарантированы хорошие баллы. У честных экзаменуемых шансы были заметно ниже.

Такие стратегические решения - учить и пытаться пробиться своим умом или жульничать - старшеклассники редко принимают сами, обычно вместе с родителями. И теперь мамы и папы десятиклассников задумаются, стоит ли им мучить своего ребенка и гонять его по репетиторам, выкладывать огромные деньги частным учителям или проще и надежней отправить его на экзамен со смартфоном или распечатанными ответами. А заодно объяснить, что в билете лучше бы допустить пару ошибок. Пусть будет не 100, а 78 баллов, но для поступления в большинство вузов этого хватит с головой, а подозрений ни у кого не возникнет.

С другой стороны, если в системе сдачи Единого государственного экзамена все-таки получится навести порядок и сделать так, чтобы выпускники школ добывали свои высокие баллы собственным умом, репетиторы будут по-прежнему необходимы для многих учеников.

Мнение

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы N 57 Москвы:

- Публикация в Интернете подлинных вариантов ЕГЭ помимо очевидного вреда выполнила неочевидную и неожиданно положительную функцию. Раньше преференции на ЕГЭ имели дети, занимавшиеся с репетиторами, имевшими "допуск", дети начальников и те, кому на ЕГЭ надо было помочь обязательно. Им всем по доброте душевной и за немаленькую мзду сливали варианты в личное пользование. Теперь же все оказались "допущенными". Вброс вариантов послужил тем самым социальным лифтом, о котором так много говорят. Он же выбивает почву у коррупционеров и репетиторов. Ибо если платить много, регулярно и целый год теперь не надо, если покупать услугу за дорого ни к чему, потому что есть задешево и для всех, - то и не будут платить и покупать. Вот демократия и равенство возможностей на деле.

Скандал

Проанализировав результаты ЕГЭ по русскому языку, специалисты Рособрнадзора уверяют: судя по баллам, которые набрали сдающие, списывание в Интернете не привело к искажению результатов экзамена.

То ли выпускники брали правильные ответы из ненадежного источника. То ли предусмотрительно сделали несколько ошибок, чтобы не светиться со слишком высокими баллами. То ли даже списать нормально не смогли...

- Экзамен по русскому языку показал незначительный рост среднего результата - на два балла, - рассказали в Рособрнадзоре. - От 61 до 80 баллов набрали на 4 процента больше участников, а от 81 до 100 - на 3 процента. Эти изменения могли произойти из-за целого ряда причин: все уже привыкли к Единому, педагоги научились лучше готовить своих учеников, появились эффективные пособия.

В общем, небольшой рост результатов, по мнению экспертов Рособрнадзора, - залог того, что народ действительно стал учиться, а не активно списывать. Косвенное подтверждение этого тезиса - незначительный рост оценок на Дальнем Востоке. Если ребята из Центральной России могли перед экзаменом прочитать в Интернете, как сдавали их сверстники из Владивостока или Магадана, а если повезет, то даже получить фотографии их бланков или таблицы с ответами, то самим дальневосточникам списывать все-таки было не у кого.

- Доля высокобалльников выросла, в том числе за счет регионов, где исторически сложилась сильная образовательная система: Москва, Томская область, Татарстан, Марий Эл, Пермский край и других, - добавили в Рособрнадзоре. - В каждом из них набрать свыше 80 баллов смогли на 2- 4 процента выпускников больше, чем год назад.

Кстати, самые низкие результаты на ЕГЭ по русскому языку показала Чечня. На целую республику нашелся только один ученик, осиливший все задания. Вообще на Северном Кавказе высокобалльников втрое меньше, чем в целом по России. А ведь именно эти регионы традиционно подозревают в бесчестной сдаче госэкзаменов.

И все-таки: в этом году "двойки" получили 2,2 процента сдававших экзамен. До этого три года подряд этот показатель был в пределах 3,7-4,1 процента. А тут вдруг такой приятный скачок - почти в два раза. С чего бы вдруг?

Кстати

"Мы приближаемся к демографической яме, но снижать контрольные цифры приема в вузы не будем, - заявил вчера на совещании с ректорами министр Дмитрий Ливанов. - В этом году, как и в прошлом, у нас 491 тысяча бюджетных мест, хотя выпускников школ стало на 1,3 процента меньше." С 2014 года приемные комиссии будут смотреть не только баллы за ЕГЭ, но и интересоваться средним баллом аттестата и портфолио - перечнем внеучебных достижений абитуриента. Победы в конкурсах и соревнованиях, как и все школьные отметки, будут прибавляться к результатам ЕГЭ.