"Многие думают, что жизнь за городом дешевле, чем в городе, но это не так, - говорит гендиректор компании Vesco Construction Вадим Ивкин. - Предположим, вы купили дом в 30 км от Москвы и собираетесь каждый день ездить на работу в город. Это означает, что пробег вашего автомобиля увеличится на 60 км в день. Мы подсчитали, что средняя стоимость одного км - 10 рублей, а это значит, что в год вы потратите на дорогу около 200 тыс. рублей дополнительно".
Помимо транспортных расходов, которые все же являются дополнительными, основными затратами станет содержание дома, а также ежемесячные общепоселковые расходы - такие как оплата вывоза мусора, уборки снега в зимний сезон, охраны и т.п. В зависимости от класса поселка такие расходы могут составлять до 30 тыс. рублей в месяц. Прибавьте к этому счета за электричество, газ, водопровод, канализацию, расход которых в загородном доме больше, чем в квартире, а также Интернет, который, как правило, в разы дороже из-за ограниченности выбора провайдера. Получится сумма, которая в несколько раз превысит ваши привычные траты в городе.
"Прежде чем решиться переехать на постоянное проживание за город, стоит подсчитать свои ежемесячные расходы, - советует Вадим Ивкин. - Они складываются из площади дома, количества человек, которые там будут постоянно жить, а также зависят от вашей управляющей компании. Вы должны узнать, как будет формироваться цена на обслуживание, которое предложит управляющая компания и будет ли она меняться. Если пренебречь всеми этими факторами, может получиться так, что вы будете не в состоянии содержать свой дом и его придется сдавать в аренду. И таких случаев, к сожалению, много".
Конечно, нельзя сказать, что жизнь за городом априори дорогая. В 50-100 км от Москвы начинается так называемая дачная зона. Здесь преобладают участки, которые в большинстве случаев покупаются под летний отдых. Стоимость покупки и обслуживания домика в 70 км от Москвы будет в разы дешевле по сравнению с аналогичным предложением в пределах 30 км от МКАД.
И если раньше так называемые дачные зоны представляли собой отголоски советских дачных товариществ, то сейчас ситуация кардинально поменялась.
"До кризиса на "дальних землях" девелоперы в основном продавали участки без подряда, и никто не мог сказать, что будет с этой землей в будущем: будет ли здесь дорога и минимальные коммуникации, но даже несмотря на подобную неопределенность, такие участки все равно прекрасно продавались, - говорит начальник отдела продаж компании "Вектор Инвестментс" Евгений Клец. - Сейчас ситуация совершенно иная. Покупатель готов покупать даже на расстоянии 100 км от Москвы, но он хочет получить качественный продукт даже в сегменте эконом, он не будет просто так платить деньги. Девелоперам, чтобы продавать, нужно стараться не завышать стоимость и предлагать качественный продукт. Это касается не только самого строительства, но инфраструктуры, возведение которой даже в поселке экономкласса является сегодня обязательным элементом".
"Близость к природе и удаленность от города - вот что в первую очередь привлекает покупателя загородной недвижимости, - считает директор департамента корпоративного развития компании "НДМ" Светлана Алтухова. - Однако именно эта удаленность от цивилизации может стать серьезным препятствиям к подключению ко всем необходимым инженерным коммуникациям, без которых комфорт на природе невозможен".
Современный покупатель постоянно сравнивает предложения и пытается найти лучшее. Некоторые покупатели даже приглашают независимых проектировщиков, которые дают экспертную оценку, связанную с возможными трудностями к подключению к инженерным сетям и дальнейшим развитием участка.
"В поселки, основная задача которых - обеспечить сезонный отдых, не проводят газ, просто потому, что, продавая участок за 700 тыс. рублей, некорректно предлагать за ту же сумму подведение газа, вас попросту не поймут, - считает Евгений Клец. - Электричества и водопровода вполне достаточно, чтобы обеспечить комфорт. И если в бытовом плане такой набор услуг вполне устраивает покупателя экономжилья, то в отношении инфраструктуры он более взыскателен. Все чаще появляются поселки комфорт-класса (улучшенный эконом), в которых есть и конные клубы, и ледовые площадки, и спортивные клубы. Такая тенденция вызвана не прихотью девелопера, а требованиями клиентов, которые хотят иметь у себя в поселке разнообразный набор досуговых услуг. Подобное веяние рынка заставляет девелоперов ужиматься и предлагать то, что хочет покупатель, даже если такие проекты оказываются на грани рентабельности".