"В этой связи для России, как для государства, у которого лифтовое хозяйство и регламентирующая его нормативная база являются намного более развитыми, чем у других государств-участников ТС, техрегламент "Безопасность лифтов" явился менее прогрессивным документом по сравнению со своим российским предшественником, - полагает эксперт.
Участники "круглого стола" обсуждали правоприменительную практику нового техрегламента. В частности, отмечалось, что введение в стране института технического регулирования в целом и вступление в силу техрегламента ТС по лифтам привели к серьезным изменениям в системе правового регулирования отношений в сфере безопасности лифтов. Так, согласно ч. 3 ст. 5 Соглашения о единых принципах и правилах техрегулирования в Белоруссии, Казахстане и России со дня вступления в силу регламента обязательные требования, установленные законодательствами стран, не применяются. Это означает, что федеральные органы власти вправе издавать в сфере техрегулирования акты только рекомендательного характера.
- Сейчас стоит проблема внесения корректировок, исправления ошибок, внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, - считает заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин. Однако он полагает, что перспективы корректировок в сам технический регламент в разумный период времени невозможны, так как "это потребует минимум полтора года упорной ежедневной работы, поскольку это связано с согласованиями еще трех стран".
Другая проблема, возникшая в процессе реформирования, - это организация государственного надзора на вертикальном транспорте. Все шесть техрегламентов вступили в силу еще 15 февраля этого года, а функции по осуществлению надзора в сфере вертикального транспорта Росстандарт получил только через три месяца, когда вышло постановление правительства. И только сейчас 450 инспекторов, разбросанных по всем регионам, приступают к своей работе.
В свою очередь, заместитель начальника Управления строительного надзора Ростехнадзора Владимир Чернышев пожаловался, что у них связаны руки. Из-за того, лифты вышли из категории опасных производственных объектов, Ростехнадзор не имеет права вмешиваться. "Если раньше у нас существовали правила устройства безопасной эксплуатации лифтов, эскалаторов, инвалидных подъемников, то сейчас эти нормативные документы фактически или де-юре отменены, - рассказал Владимир Чернышев, - либо фактически уже не действуют, как, например, с инвалидными подъемниками и эскалаторами".
Многих участников рынка также беспокоит узаконенная техрегламентом добровольность применения стандартов. В то же время представитель минпромторга Андрей Андреев полагает, что де-факто стандарты, включенные в перечень, носят обязательный характер. К примеру, первый перечень, обеспечивающий подтверждение соответствия, является формально добровольным. Однако если компания не хочет применять этот стандарт, она может воспользоваться другим нормативным документом. Но должна доказать, почему опираются именно на этот документ и почему не применили прописанные стандарты. Как показывает практика, 90% предпринимателей доказать этого не могут, поэтому вынуждены придерживаться техрегламента. По словам Виктора Тишина, в законодательстве теперь отсутствует легальное определение понятия "владелец лифта", нет системы государственного учета вертикального транспорта. Не утверждены профессиональные стандарты лифтовых специальностей, не согласованы и противоречат национальным стандартам требования техрегламента ТС "Безопасность лифтов".