10.06.2013 23:47
    Поделиться

    Эксперты обсудили проблемы при оформлении отчетности по стандартам МСФО

    Компании уже начали активно применять в своей практике стандарты МСФО. Правда, от этого сложности не исчезли, скорее наоборот. Появились особенности использования международных норм на российской почве, а также очевидные ошибки в подходах к формированию отчетности. Самые частые проблемы использования зарубежных правил подготовки отчетности обсудили на 2-м ежегодном форуме института Адама Смита "Оптимизация МСФО в России".

    Эксперты считают, что нормативная база для применения МСФО создана. "Проблема внедрения МСФО носит сегодня не законодательный, а ментальный характер. И состоит она в том, что собственник бизнеса или управленец воспринимает бухгалтерский учет как вторичный. Это то, что готовится не для самой компании, а для налоговых органов. Собственника не волнует, какая финансовая операция произошла, ему главное заплатить как можно меньше налогов и подготовить документы так, чтобы все выглядело правильно для фискальных органов. Причем некоторые хозяйственные операции приобретают в налоговом учете чересчур консервативный вид. Руководство и бухгалтер компании приходят к выводу, что лучше переплатить налоги, чем недоплатить. И когда спрашиваешь, почему так отражена операция, тебе отвечают: вы же понимаете, это сделано для налоговых целей, в действительности у нас все по-другому. Поэтому основной испуг связан с налоговыми последствиями международного учета как такового. С необходимостью раскрывать больше информации", - говорит Борис Колмаков, член правления Национального совета по стандартам финансовой отчетности РФ.

    При этом МСФО содержат требования, которые считаются довольно рискованными в России. К примеру, главный бухгалтер должен оценить, была ли продажа товара совершена по справедливой цене. "Мы понимаем, что российские специалисты боятся сделать такую оценку самостоятельно. Им требуется инструкция по расчету справедливой цены. В итоге мы движемся в сторону возрождения Государственной комиссии по ценам. Только если в прошлом она занималась установлением справедливых цен, то сегодня должна будет разрабатывать инструкцию по их исчислению. Российским бухгалтерам от этого было бы легче", - считает Борис Колмаков. Причина нерешительности российских бухгалтеров все в той же оглядке на налоговые органы, специалисты не решаются самостоятельно определить справедливость цены, если им не известен алгоритм, которым в этом деле будут пользоваться налоговые органы.

    Не менее проблемным является момент возникающих временных разниц в различных видах учета. "Признание основного средства в российском бухгалтерском учете возникает с момента появления у бухгалтера акта о вводе в эксплуатацию, а в международном - с момента готовности основного средства к тому, чтобы быть использованным на полную мощность. И я обратил внимание на такой факт: в стремлении упростить себе жизнь компании трактуют по-своему совершенно очевидные вещи. Бухгалтеры считают, что пока акт о вводе в эксплуатацию не подписан, то и основное средство не совсем готово к использованию. Поэтому бухгалтеры дожидаются акта и стараются сделать так, чтобы даты ввода основного средства в эксплуатацию по международным стандартам и российским в отчетности совпадали. Кому нужно считать все эти разницы? Это лишние трудозатраты! И совсем не редкость, когда основные средства по международным стандартам начинают изнашиваться, когда готовы акты. Я вижу здесь определенное искривление российского сознания", - говорит Борис Колмаков. Однако есть эксперты, которые оправдывают российских специалистов. "Бухгалтеру крайне сложно отойти от практики: есть документ - есть его отражение в отчетности, нет документа - нет отражения в отчетности. Если компания в первую очередь ориентирована на то, чтобы избежать штрафов от налоговых органов, то приоритеты потенциальных инвесторов и других пользователей финансовой отчетности будут отходить на второй план. В этом случае компания не станет заниматься учетом операции без документального подтверждения, чтобы избежать налоговых рисков. Если инвестиционная направленность отчетности для организации важнее, если компания нацелена на получение дополнительных финансовых вливаний, то она пойдет на риск и трудозатраты по учету временных разниц, чтобы показать потенциальным инвесторам реальное положение дел в фирме", - объясняет российский подход Сергей Модеров, член АССА, аудитор, тренер и консультант по МСФО.

    Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании при подготовке отчетности по международным стандартам, связаны с риском раскрытия большого объема информации. Это считается опасным, так как определенные моменты из такой отчетности могут использовать в своей работе налоговики. Увидеть подробную информацию о компании хотят также конкуренты, рейдеры и многие другие. Поэтому с начала использования отчетности по МСФО в России компании использовали различные ухищрения для защиты своих данных. "Давно готовят отчетность по МСФО компании, которые торгуются на бирже. Свои сведения они научились блокировать от широкого распространения тем, что не все знают английский язык. Компании, раскрывающие публично отчетность, делают это на своем англоязычном сайте. Только прочитав его внимательно, можно найти ссылку на отчетность. При этом на русском сайте выйти на отчетность невозможно. Поэтому налоговики, которые владеют английским, получают отчетность, для остальных она остается закрытой", - рассказывает Борис Колмаков. Сегодня появляются новые способы, как оградить от знакомства с отчетностью неограниченный круг лиц. "Сейчас я вижу заключения аудиторов, которые готовы за небольшую сумму денег сделать отчетность на русском языке, в которой не будет указан бенефициар, состав консолидированной группы и т.д. Эта отчетность вывешивается на сайт организации, так как не представляет опасности, в ней не сказано о компании ровным счетом ничего. А та отчетность, которая предоставляется зарубежному регулятору и потенциальным инвесторам, содержит всю необходимую информацию. Такой подход строится на принципе, что иметь двух аудиторов не запрещено. Поэтому собственник, пользуясь этой лазейкой, заказывает российскую отчетность у компании, которая отразит в ней все, что попросит заказчик. О репутации такие аудиторы не слишком заботятся и через какое-то время исчезают с рынка", - поясняет Борис Колмаков.

    Внедрение международных стандартов на российской почве идет с определенными поправками на менталитет. Руководители склонны перестраховаться и не раскрывать слишком много сведений о своих компаниях. Отчетность по МСФО, напротив, предполагает максимально подробное изложение сведений о фирме. К примеру, российские руководители не готовы показывать в отчетности группу налогоплательщиков, так как именно сеть взаимозависимых юрлиц позволяет бизнесу перераспределять нагрузку и существовать стабильно. Свою точку зрения главы спускают вниз, на бухгалтеров. Поэтому российские специалисты учета имеют возможность использовать международные стандарты не на полную мощность - насколько им это позволяет чувство самосохранения руководства компании.

    Поделиться