Государствам не удастся урегулировать эту ситуацию в одиночку, считает Паскаль Сен-Аман, директор Центра налоговой политики и администрации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Странам придется сесть за стол переговоров и найти решения этих проблем. "Особенно это стало актуально в связи с финансовым кризисом, который усилил внимание к вопросам налогообложения. Экономическая ситуация вынудила оказывать политическое давление на бизнес для избежания социального кризиса. При этом налоги для физических лиц не были увеличены, доходы бюджета сохранялись за счет компаний - во многих странах был удвоен налог на прибыль или налог с продаж с 5 до 10%. При этом отчеты налоговых служб гласят, что эффективная налоговая ставка составляет от 3 до 7%. Так что большие прибыльные компании не платят имеющуюся в стране ставку на прибыль, и бремя фискальной нагрузки падает на маленькие организации, которые не имеют возможности вывести доход за пределы страны", - говорит Сен-Аман. "Когда уровень фискальной нагрузки становится слишком высоким, доход компаний начинает плавно перемещаться из зоны, где высокие ставки по налогу на прибыль, в низконалоговые юрисдикции", - добавляет Вера Борисова, директор по налоговым вопросам Hewlett Packard.
Компании, выводящие доходы в низконалоговые страны, грамотно пользуются соглашениями об избежании двойного налогообложения, которые ратифицированы между многими странами. Такие договоренности необходимы, так как позволяют не уплачивать налог дважды. "Когда компания работает более чем в одной юрисдикции, есть опасность, что страна источника дохода и налогообложения не будут совпадать. Поэтому заключаются договоры об избежании двойного налогообложения, чтобы разделить налоги, получаемые страной источника дохода и резидентства. Однако растет озабоченность со стороны тех, кто занимается налогами, что подобная политика начнет приводить не к избежанию двойного налогообложения, а к двойному неналогообложению. То есть прибыль будет находиться в тех юрисдикциях, где нет налогов. Развитие брендов и ведение деятельности перестанет совпадать со страной уплаты налогов", - опасается Паскаль Сен-Аман.
Для сокращения оттока доходов в низконалоговые юрисдикции требуется устранить несколько законодательных прорех. Так, для международных корпораций внутренние цены между юрлицами внутри компании должны устанавливаться по принципу "вытянутой руки", то есть они должны быть такими же, как для внешних контрагентов. "Трансфертные цены очень активно используются для снижения фискальных обязательств. Компании переносят собственность и финансирование каких-то активов в страны с низкой нагрузкой или нулевым налогообложением. Для устранения этой тенденции, возможно, надо менять правила игры. К примеру, устанавливать такие нормы, при которых нельзя будет платить весь налог на нематериальные активы в стране, в которой ничего не происходит. Для этого необходимо ввести критерий, который позволит при налогообложении учитывать страну источника прибыли и страну налогообложения", - предлагает Сен-Аман.
Также необходимо решать вопрос избежания налогообложения при инвестировании. Между некоторыми странами сегодня инвестиции напрямую минимальны. Например, Германия инвестирует в Россию через Кипр и другие низконалоговые юрисдикции. "Возможно, стоит переосмыслить двусторонние соглашения и включить в них новые пункты. Например, о том, что если компания хочет инвестировать в Россию, она должна делать это напрямую, а не через Кипр. А если в этой операции начинает участвовать низконалоговая юрисдикция и любой другой посредник, то договор об избежании двойного налогообложения использоваться не может. Для этого не нужно менять международные правила, можно выпустить рекомендации, которые будут использоваться всеми государствами. И страны смогут избежать разрушительных последствий, с которыми они сталкиваются сегодня", - уверен Паскаль Сен-Аман.
"Нам нужно понять, как реально работает бизнес сейчас. И в зависимости от этого закрепить ограничения, которые будут препятствовать уходу от налогообложения. Создалась такая ситуация: многие компании, пользуясь легальными инструментами, имеют возможность снизить налоговую ставку", - говорит Евгения Ветер, партнер Ernst&Young. При этом, по мнению Сен-Амана, на пересмотр всех двусторонних договоров могут уйти десятилетия. Поэтому он советует использовать альтернативный вариант: "ОЭСР выпускает различные рекомендации в области налогообложения. Страны могут присоединиться к специальной конвенции, чтобы закрепить новые, более современные правила взаимодействия. Одновременно с этим они будут заниматься постепенным изменением двусторонних договоров".