Во-вторых, лента выходит в формате 3D, и кто же откажется пощекотать себе нервы внезапно ворвавшимся в зал добрейшим чудовищем! Наконец, фильм снят на "Пиксаре" - лучшей, по общему признанию, анимационной студии мира, где успешно работают и коренные американцы, и россияне, и болгары, и бразильцы, и немцы.
"Пиксар" родился благодаря перемножению неприятностей. Первая: у знаменитого "Звездными войнами" режиссера Джорджа Лукаса не хватало денег, чтобы завершить развод. Он мультимиллионер, хозяин студий и франчайзов, но все деньги инвестированы. Вторая: публика прохладно встретила второй фильм "Звездных войн" - "Возвращение джедая" и освистала фильм "Говард-утка", который на студии Лукаса продюсировал его лучший друг Стивен Спилберг. Критики от души поиздевались над спецэффектами, спроектированными студийной Группой графики, и разозленный Лукас решил эту группу продать. Неприятность третья: это был тот самый 1986 год, когда совет директоров "Эппл компьютер" принял судьбоносное решение убрать Стива Джобса с поста главного исполнительного офицера. Через десять лет Джобс триумфально вернется и выведет "Эппл" на сияющие высоты iPod, iPhone и iPad.
С Лукасом Джобс сторговался на удивление быстро, хотя тот хотел получить за группу сто миллионов долларов, а Джобс давал только десять. Неизвестно, что стало решающим фактором, но Лукас согласился.
Основным занятием группы была разработка станций для трехмерного отображения результатов томографии. То есть идея была в том, что врач, надев такие же очки, которые мы сегодня надеваем для просмотра 3D, видел печенки-селезенки больного скульптурно, что должно было способствовать правильному пониманию болезни. Беда, однако, была в том, что за десятилетия работы с обычным рентгеном врачи замечательно приспособились к плоским изображениям, им эта объемность была не нужна, и компания еле-еле продавала по паре десятков станций в год.
Вторым направлением работы группы были компьютерные эффекты. В те буколические времена компьютерная графика только зарождалась, никаких прибабахов вроде записи движений актера с последущей передачей этих движений сконструированному образу - и в помине не было, поэтому спецэффекты тоже получались хиленькие; комбинированные съемки давали куда более впечатляющий результат.
Наконец, третьим направлением были компьютерные мультфильмы, которые по мнению главного - и единственного на ту пору - идеолога компьютеризации красных шапочек и серых волков Джона Лассетера, должны были вытеснить рисованную анимацию. Тех, кто не хочет восхититься прогностическим даром Лассетера, я приглашаю посмотреть хотя бы один компьютерный мультфильм середины 80-х и сравнить его хотя бы с диснеевской "Белоснежкой", снятой полвека ранее: убожество новых выразительных средств подавляло.
По общему мнению, Стивен Джобс сделал плохой выбор. Деньги неминуемо пропадали.
Общее мнение не учло, однако, своеобразия личности нового владельца. Через десять лет компания была Джобсом продана "Диснею" за 7,4 миллиарда долларов. В этой немыслимой цене отразились и блестящий результат слияния высоких технологий с философиией прорыва, и безусловная исчерпанность традиционной техники мультипликации, которая завела студию "Дисней" в тупик. 27 "Оскаров" плюс масса второстепенных наград - это все сказочная фабрика, чей список продукции говорит сам за себя. Все три фильма "Истории игрушек", две "Тачки", "Корпорация монстров", "Рататуй", "Суперсемейка", "В поисках Немо", "Вверх".
Калифорнийский город Эмервиль, где расположен "Пиксар", находится между Сан-Франциско и Силиконовой долиной, равно принадлежа и культурной, и интеллектуальной метрополиям. Огромное фабричного вида здание битком набито серверами, видеопланшетами и накопителями информации, смахивая больше на исследовательский центр, чем на храм искусства. Пиксаровцы называют себя семьей, и это не слова. Много ли на земле компаний, которые пристраивают к основному зданию еще один громадный корпус, специально предназначенный для отдыха и развлечений работников? Бары, столовые, игровые комнаты, сауны и спа, бассейн, сад и футбольное поле - и все для своих, все за счет компании. В рабочее время, прошу заметить. Чтобы не тормозилось воображение, чтобы творчество не омрачалось формальностью. Расхристанностью конторских нравов славится "Гугл" - там в офисах играют в баскетбол и катаются на велосипедах. "Пиксар", сохраняя "взрослость", в продуктивном легкомыслии соседям не уступает.
На студию экскурсантам хода нет - этим "Пиксар" отличается и от "Парамаунта", и от "Фокса", и от родительского "Диснея". Для "Юниверсал" это еще и солидный источник дохода: студия включена в список достопримечательностей Лос-Анджелеса. "Пиксар" же - и это вопрос принципа - закрыт. Исключение здесь делают лишь для небольшой группы журналистов, которую ежегодно приглашают, чтобы показать новинки.
На этот раз - "Университет монстров". Эта надпись красуется уже на воротах при входе в "Пиксар". Нас разделяют на группы, и, как водится в американских университетах, новичков ведут на ориентацию, и "профессора" - пиксаровцы знакомят с разными школами - Школой Страха, Школой либеральных искусств и ужасов, Школой монструазной психологии, и по ходу дела аниматоры рассказывают чудеса о том, как создавался фильм о двух славных монстрах и их друзьях.
В "Корпорации" парочка неразлучных друзей Салли и Майк все делают сообща. Вдвоем пытаются пугать детей, вдвоем приходят к выводу о полной бесперспективности этого занятия, вдвоем начинают собирать детский смех и вдвоем же пожинают за это лавры. Однако было время, когда милые чудовища были соперниками и даже противниками. Их вражда происходила в стенах монструозной альма матер - Университета, где они боролись друг с другом за благосклонность преподавателей и восторг соучеников. Это соперничество позволило создателям ленты и подвести логическую базу под будущую дружбу, и заодно вдоволь посмеяться над нравами, царящими в университетских кампусах. Чтобы наполнить кампус, понадобилось создать четыреста персонажей, каждый со своим характером, отдельной внешностью и непохожими манерами, что, в свою очередь, потребовало 100 миллионов рабочих часов 24 тысяч компьютеров!
Не хочется раскрывать сюжетные ходы, но вот что необходимо указать: озвучивали фильм такие замечательные актеры, как Билли Кристал, Джон Гудман, Стив Бушеми и неподражаемая Елена Миронова, известная миру под английским вариантом своего имени - Хелен Миррен.
Жаль, россияне не услышат их голоса - только голоса русских дублеров. Хотя, может быть, и хороших.