11.06.2013 13:10
    Поделиться

    Чеченский журналист спас музей Толстого от бомбежек

    Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого, являющийся филиалом Национального музея ЧР, расположен примерно в сотне километров от Грозного, но ехать в сельскую глушь у журналистов обычно нет времени. Бывая в командировках в Чечне, нам не раз приходилось слышать о том, как отец и сыновья во время двух войн уберегли память о великом русском писателе от бомбежек и разграбления. И мы решили лично познакомиться с подвижниками из глубинки.

    Как выяснилось, литературно-этнографический музей Льва Толстого в станице Старогладовской Шелковского района внесен в список культурного достояния Чеченской Республики. Недавно регион взял курс на развитие туризма, включив этот культурный объект в маршрут. К Старогладовской прокладывается дорога, в дальнейшем здесь планируется построить гостиничный комплекс, а саму станицу сделать туристической зоной. 

    "Прекратите огонь"

    Почти три века Старогладовская была казачьей станицей, сейчас здесь проживают преимущественно чеченцы, но память о Толстом люди хранят. Практически любой житель расскажет, что великий писатель пробыл на Кавказе больше двух лет, из них больше половины квартировал в Старогладовской. Музей Толстого в 1965 году сначала основал как краеведческий директор местной школы Иван Радченко. Экспонаты - старинные предметы казачьего быта - Радченко с учениками собирали по соседним селам. В 1977 году музею присвоили имя Л.Н.Толстого, а в 1978 году был проведен первый большой толстовский праздник в канун 150-летия писателя. Во дворе музея установили памятник Толстому - дар видного ленинградского скульптора, лауреата Государственной премии РСФСР, уроженца Грозного Василия Астапова.

    Когда Иван Радченко ушел из жизни, в 1985 году на должность директора был приглашен корреспондент Шелковской районной газеты "Строитель коммунизма" Хусейн Загибов. Он и завершил создание музея, а потом с сыновьями оберегал его на протяжении двух военных кампаний. Загибов-старший охранял музей по ночам, находясь в помещениях без тепла и света, сыновья прятали ценные вещи и дежурили днем.

    - Удивительно, но к нам продолжали приезжать люди со всей страны, несмотря на то, что шла война. В 1999 году, когда уже бомбили окраины станицы, отец вместе с главой администрации Старогладовской Расулом Хутаевым, директором госхоза Элибеком Хутаевым, старейшиной станицы Баймурдом Бисултановым и учительницей Татьяной Горбачевой отправились на переговоры к федералам - просить, чтобы те прекратили обстрел. Делегация объяснила, что в станице нет бандитов, а проживают земледельцы, казаки, - вспоминает Салавди Загибов, назначенный директором музея Толстого в 2008 году после кончины отца.  - Военные немало удивились тому, что в такой глуши есть музей. Приехали посмотреть на него своими глазами и познакомиться с жителями, после чего бомбежки прекратились.

    Отстроили заново

    В 2001 году, когда еще шла война, и республика лежала в руинах, деньги чеченскому "собрату" выделил музей-усадьба Льва Толстого "Ясная Поляна". На эти средства в Ставрогладовской с участием творческой интеллигенции России отметили 150-летие приезда Толстого на Кавказ, провели научно-практическую конференцию. В том же году музей дважды посетил первый президент ЧР Ахмат Кадыров. Специально созданная комиссия пришла к заключению, что здание, построенное в 1914 году, уже не пригодно к эксплуатации, и глава республики дал указание немедленно восстановить музей.

    На его месте за четыре месяца было возведено новое здание, выдержанное в стиле маленькой помещичьей усадьбы XIX века с колоннами. Во дворе комплекса реконструировали экспозицию под открытым небом - двор зажиточного казака и дом горца 19 века, состоящие из летнего и зимнего домов, летней кухни, амбара, переднего и заднего дворов. Интерьер жилищ с точностью воссоздает быт того времени: железные кровати, сундуки, детская люлька, подвешенная к потолку…Все вещи - подлинные.

    Торжественное открытие отреставрированного музейного комплекса состоялось в 2009 году. В церемонии принял участие праправнук писателя Владимир Ильич Толстой, директор Тульского музея Льва Толстого "Ясная Поляна". Он привез в дар муляжи личного оружия Льва Николаевича, его одежду, предметы мебели той эпохи. Одним из самых ценных подарков стала пластинка с голосом Льва Толстого, записанная Эдисоном сразу после изобретения фонографа.

    "Левушка будет доволен"

    О Толстом Загибов может рассказывать часами, с гордостью и огнем в глазах. Так, как будто это его родственник или близкий друг. Именно в Старогладовской никому неизвестный тогда прапорщик написал свою первую повесть "Детство", которая сразу же поставила его в один ряд с выдающимися современниками. Толстой, бросивший Казанский университет, приехал в Старогладовскую 30 мая 1851 года по приглашению старшего брата Николая, служившего на Кавказе. Левушке надо было начинать хотя бы военную карьеру, но он подумывал и о литературном творчестве. Кавказ с его бурными событиями и колоритными персонажами способствовал пробуждению таланта Толстого. Проба пера обернулась триумфом: "Детство" он отправляет в журнал "Современник" на суд Некрасова, Тургенева и Аксакова и получает не только гонорар - 50 рублей за страницу (до него никому из авторов не платили), но и восторг коллег. Один из залов музея посвящен участию Толстого в Кавказской войне 1851-1854 годов (он побывал в 13-ти военных походах). По этим событиям он пишет "Набег" ("Рассказ волонтера"), "Записки маркера" и другие шедевры. Материалы войны на Кавказе позже использует для создания эпопеи "Война и мир". Именно среди жителей Старогладовсковской писатель нашел прототипов персонажей повести "Казаки" - дяди Ерошки и казачки Марьяны.

    - Почему в Чечне чтят Толстого (а некоторые искренне считают его чеченцем - прим. автора)? Он с большим уважением относился к нашей культуре, традициям, имел кунаков, - говорит Загибов и показывает картину неизвестного художника, где Лев Николаевич изображен со своим кунаком - чеченцем Садо Мисирбиевым из села Старый Юрт (теперь оно переименовано в Толстой-юрт).  Подлинный подарок чеченца другу-писателю - дорогая шашка ценой в 100 рублей серебром - хранится в музее в Москве, а муляж, который не отличить, в Старогладовской. Известно, что Мисирбиев выкупил огромный карточный долг Толстого со словами: "Левушка будет доволен". Толстой в долгу не остался, заказал для кунака в Туле шестиствольный пистолет и дорогую музыкальную шкатулку.

    Памятник устоял

    В музее много портретов Толстого, есть ксерокопии его рукописей, издания книг. Но дело не в количестве экспонатов. Сам факт того, что в чеченской глубинке сохранился очаг русской культуры, за которым бережно ухаживают, удивителен и достоин всяческого уважения и благодарности.

    - Когда я побывал в этом музее, он меня совершенно поразил, - поделился впечатлениями праправнук Толстого Владимир Ильич, ныне советник президента России. - Это единственный музей на территории Чечни, который не закрывался и работал всю войну. Памятник Толстому во дворе музея не был разрушен. Это резко контрастировало с тем, что я видел тогда в Грозном, где Национальный музей разрушили и разграбили.

    Сейчас в залах музея экспозиция демонтирована. Ее созданием занимаются Владимир Толстой вместе с научными сотрудниками "Ясной Поляны" с участием Национального музея и минкультуры ЧР.

    - У нас имеется около трех тысяч предметов, представляющих ту эпоху, и они все будут  выставлены в экспозиционных залах, - говорит Загибов. - На ноябрь у нас намечена научно-практическая конференция, посвященная 185-летию со дня рождения Толстого. Надеемся, к этому времени экспозиция в музее появится.

    Несмотря на глушь и относительное бездорожье, в месяц здесь бывает по пять-шесть делегаций. Гостей водят в хранилище, воссозданные жилища гребенских казаков и горцев, рассказывают об истории музея. Нам тоже показали старинный женский пояс из буйволиной кожи с драгоценными камнями, свадебное платье, юбку, платок, монисты, жемчуг… Загибовы сберегли более 40 старинных икон в медном окладе и 19 - в деревянном. Гребенцам посвящен отдельный зал, Салавди знает историю исчезнувших казачьих родов назубок и готов делиться интересными подробностями их жизни.

    - Толстой и его брат не раз спасали чеченцев от беззакония царских солдат, - продолжает директор музея. - Ни в одном своем произведении он не писал о нас плохо, поэтому мы любим его как никакого другого писателя. - Толстой - это связующая нить между русским и чеченским народами. Он был настоящим патриотом Кавказа, здесь он стал знаменитым.

    Мнение

    Зара Амхадова, пресс-секретарь министерства культуры ЧР:

    - Мы сегодня имеем возможность чтить память великих классиков, в том числе, и благодаря вот таким энтузиастам из глубинки, как отец и сын Загибовы, от которых в прямом смысле слова зависела судьба музея, экспонаты в который собирались многими людьми. В советское время музей Толстого посещали известные писатели, космонавты, творческая интеллигенция, и нам было бы непростительно утратить этот уголок российской культуры. Обычный сельский корреспондент Хусейн Загибов, а потом обычный сельский учитель - его сын Салавди - сберегли это богатство и сохранили до наших дней. Говорят, что на культуру нужны деньги, много денег, чтобы ее поднять, культивировать, внедрять в народ… На самом деле, я думаю, все зависит от конкретного человека. Салавди Загибов начал сам восстанавливать музей и ни о чем не просил власти, понимал, что республика лежит в руинах, не до музеев, тем более, провинциальных. Однако первый президент Чечни Ахмат Хаджи Кадыров, несмотря на массу других неотложных дел, дважды приезжал в Старогладовскую и выделил средства на восстановление музея, чтобы помочь людям забыть все ужасы войны, заменить их воспоминаниями о мирном времени. Недаром говорят: без культуры нет народа, нет нации.

    Кстати

    В станице сейчас проживают 9450 человек, во времена Толстого было чуть больше полутора тысяч. В советские времена в Старогладовской обитали 14 народностей. Сегодня здесь, кроме школы, музея и дома культуры, работать негде. Но если протянут сюда турмаршрут, откроются кафе, гостиницы и попутные производства, народ вернется в эти края. А пока местные жители на субботниках ухаживают за могилками на русском кладбище.

    Поделиться