"РГ" узнала, как выживают частные музеи Петербурга

Из двухсот работающих сегодня в Петербурге музеев только 76 находятся в ведении городского комитета по культуре. Остальные 124 - это частные галереи, выставочные пространства, лофт-проекты и "самозваные" музеи, созданные на общественных или коммерческих началах. Несмотря на их всевозрастающее количество и мощный туристический поток, выживать частным музеям непросто, а о рентабельности и речи не идет.

Инициатива не наказуема

Технически открыть музей несложно. Для этого не обязательна специальная документация или регистрация отдельного юридического лица. Часто музейно-выставочная деятельность просто вписывается как одно из направлений работы в документы уже существующей организации или некоммерческого партнерства. Затем нужно найти помещение, согласовать его обустройство с пожарной и санитарной инспекциями и можно проводить экскурсии. Можно оформить все как полагается и внести свой музей во всероссийский реестр, но, по словам музейщиков, это мало что дает.

Особая категория - появившиеся в ходе маркетинговой борьбы за внимание потребителя музеи-магазины, которым присвоить звание "музея" позволяет разве что разнообразие ассортимента. Музей водки, музей кофе, несколько музеев шоколада - вот неполный перечень мест, где в Северной столице посетителям предлагают настоящий ритуал с дегустацией и экскурсом в историю продукта. Разумеется, у таких "музеев" дела идут хорошо, но только и посетителей скорее уместно назвать покупателями - платят они и за экскурсионное обслуживание, и за "экспонаты", унесенные домой.

Труднее приходится тем, кто работает ради искусства. И тем не менее такие подвижники находятся. В конце мая на Шпалерной, 60 открылся Музей истории телефона. Коллекцию, включающую более 500 экспонатов, все желающие могут осмотреть совершенно бесплатно.

- Мы собирали аппараты семь лет, - говорит инициатор проекта Виталий Езопов. - Здесь есть телеграфный аппарат системы Морзе, макет телефона Белла и копия телеграфа Шаппа, который в конце XVIII века смог доставить сообщение от Парижа до Бреста за семь минут. Есть и образцы телефонов, которыми пользовались во времена Первой и Второй мировых войн. Часть куплена на интернет-аукционах, часть - на специализированных торгах, которые проводятся в Западной Европе. Три или четыре коллекции мы выкупили у частных лиц в России, одну - у частного музея в Женеве. Стоимость всех наших экспонатов - несколько десятков миллионов рублей.

Хобби для самых щедрых

Для Езопова - директора крупной телекоммуникационной компании - это скорее хобби, чем дело всей жизни. Поскольку на первом месте для него бизнес, перед музеем не ставится задача приносить прибыль. Это больше меценатство или то, что принято называть "социальной ответственностью". Гораздо сложнее, когда коммерческого тыла нет, как у большинства частных музеев. В такой ситуации выясняется, что максимум, чего можно ожидать от такого предприятия, - самоокупаемость.

- Содержать частный музей абсолютно невыгодно, - говорит президент Международной гильдии мастеров, основательница музея микроминиатюры "Русский Левша" Татьяна Ковша. - Расходы на аренду помещений и содержание музея, зарплата сотрудникам, налоги, организация выставок и мастер-классов - на это в течение семи лет со дня основания нашего музея уходило столько денег, что мы практически нищенствовали. И это на фоне 50 тысяч посетителей в год, участия в крупных международных конкурсах, положительных отзывов известных посетителей - Жореса Алферова и Валерия Гергиева! В прошлом году, собрав два портфеля документов и обойдя множество инстанций, мы смогли получить у города помещения в безвозмездное пользование. Отличное место на Итальянской улице. Счастью не было предела - думали, войдем и сразу начнем радовать зрителя. Но упали в капитальный ремонт, как в бездонную яму. Множество маленьких комнаток по 10 метров пришлось переделывать в выставочные залы и заменять все отделочные материалы по предписанию пожарной инспекции. А впереди еще согласование произведенных изменений, и уйдет на эти бумаги не менее полумиллиона рублей! У негосударственного музея единственный источник доходов - продажа билетов, причем социальные группы у нас обслуживаются бесплатно без малейшей компенсации. Живем на энтузиазме. Я много раз думала закрыть музей, уж слишком непростое это дело. Но люди действительно любят нас и охотно посещают. Как ни странно, в музейном деле популярность вовсе не равняется рентабельности.

Посещение по звонку

Средняя стоимость посещения частного музея в Петербурге - 100-200 рублей. Количество посетителей в год варьируется от 5 до 50 тысяч. Как правило, обслуживаются в таких музеях группы по 5-10 человек (больше одновременно просто не помещается) по предварительной записи. Музей микроминиатюры - один из немногих, кому удалось получить бесплатное помещение. Большинство коллег Татьяны Ковши проблему размещения решают самостоятельно. Как, например, Музей граммофонов Дерябкина на Петроградской стороне. Это собрание старых проигрывателей и другой музыкальной техники - коллекция заслуженного артиста России, бывшего циркового артиста, клоуна и дрессировщика Владимира Дерябкина, которая формировалась более 20 лет. Сегодня помещение на Каменноостровском проспекте не в лучшем состоянии: протекает потолок, портятся экспонаты, а денег на ремонт нет.

- Мы существуем исключительно на энтузиазме сотрудников, поскольку поддержки от города ждать не приходится, - говорит управляющий музея Виталий Бутенков. - Да, это не государственный музей, но он выполняет социальные функции, часто с финансовым ущербом для себя. Например, мы бесплатно проводим экскурсии для сирот, ветеранов. Было бы справедливо, если бы за это нам сократили плату за ту часть помещений, которые мы арендуем у города. На 300 квадратных метрах у нас умещается более трех сотен экспонатов. Большие экскурсионные группы мы принимать не можем - не хватает места. Максимум в экскурсии могут принимать участие 10-15 человек. Зато для них мы устраиваем целое представление с чаепитием. Тех денег, которые мы получаем от экскурсий, едва хватает на оплату и содержание залов. О том, чтобы починить сломанный мотор музыкальной шкатулки (а это около тысячи долларов) или отремонтировать зал, который постоянно заливают соседи сверху, речи не идет. Как и о том, чтобы покупать новые экспонаты. Единственный источник пополнения коллекции - подарки от горожан. Но приносят в основном пластинки, а старые проигрыватели люди предпочитают держать дома или подороже продавать в антикварные лавки.

Чуть проще ситуация у Музея кошки во Всеволожске. Помещения для него нашлись у ветеринарной клиники, она же стала и основным источником экспонатов. Через несколько лет открылся филиал на улице Якубовича, где гостям предлагают посетить кошачье "антикафе", полистать книги о кошках и пообщаться с 20 питомцами приюта - бывшими эрмитажными котами. Плата за вход символическая - 50 рублей. Место, как выяснилось, имеет огромное значение: через Музей кошки во Всеволожске за год проходит три тысячи посетителей, а в петербургской "Республике кошек" это месячный показатель. По словам основательницы музея Анны Кондратьевой, за 11 лет существования музея сравнять доходы с расходами удалось только в марте этого года.

Комментарий

Борис Илларионов, первый заместитель председателя комитета по культуре Петербурга:

- Специальной программы по работе с частными музеями у нас нет, в основном мы пересекаемся на межмузейных акциях, с удовольствием принимаем от частных музеев заявки на участие в конкурсе "Музейный Олимп". Часто к нам обращаются за информационной поддержкой, если событие заслуживает внимания прессы и публики, обязательно помогаем. Прекрасные отношения сложились с "Эрартой", Новым музеем, Гранд-макетом России. Финансовую помощь частным музеям комитет по культуре оказывает в рамках действующего законодательства в виде субсидий на реализацию проектов.